Читальный зал
Рик Ландман (слева) и Петра Гелбарт (третья справа) открывают камень, посвященный цыганам, жертвам Холокоста. Photo Courtesy: SheepsheadBites.com
|
В Нью-Йорке решен вопрос о том, кого считать жертвами Холокоста
23.07.2013 В Бруклине на границе трех районов Брайтон-Бич, Шипсхед-Бей и Манхеттен-Бич с 1997 года существует Парк памяти жертв Холокоста. До недавнего времени на этом символическом кладбище стояли каменные плиты с указанием стран, городов и местечек, в которых германскими фашистами и их пособниками было истреблено еврейское население, а также были выбиты имена выдающихся еврейских активистов времен Второй мировой войны. Каждый желающий (уплатив по 360 долларов за строчку) мог вписать погибших членов своей семьи.
5 мая в этом парке состоялось торжественное открытие 5-ти новых символических надгробий, посвященных другим жертвам Холокоста: цыганам, инвалидам, гомосексуалистам, иеговистам, коммунистам, алкоголикам, наркоманам... Активисты этих групп почти 15 лет добивались установки таких памятников именно здесь, в бруклинском парке. Многие еврейские организации, в том числе ортодоксальные, а также Общественный комитет, управляющий Мемориалом, были категорически против отдельных памятников гомосексуалистам, коммунистам и так далее, поскольку, во-первых, в мемориальном парке уже есть упоминание об этих группах, преследовавшихся нацистами, во-вторых, само понятие Холокост относится именно к геноциду евреев, в-третьих, создания Мемориального парка добивались, начиная с 1985 года, именно нью-йоркские евреи. И если другие группы хотят иметь нечто подобное, пусть создают свой мемориал. Так говорили собравшиеся на митинг протеста члены общественного Комитета Ари Каган и Барри Латуччи, политические активисты Бен Аксельрод и Марк Нюсбаум и люди, пережившие Холокост. Выступавшие обвиняли городские власти в том, что они руководствуются политкорректностью, игнорируя исторические факты.
Параллельно проходил митинг активистов организаций гомосексуалистов и лесбиянок, цыган, коммунистов, иеговистов, инвалидов, которые собрались на открытие новых памятников. Они подчеркивали, что бруклинский Мемориальный парк Холокоста создан не на частные, а на городские деньги, то есть на деньги всех налогоплательщиков Нью-Йорка, что парк расположен не на частной, а на городской территории, что никто не давал евреям исключительного права на само понятие «Холокост», которое относится ко всем жертвам нацизма. По их словам, городское управление парковым хозяйством вынесло решение о том, что в Мемориальном парке Холокоста можно установить еще 5 новых символических надгробий, и что это решение поставило в спорах точку.
— Решение несправедливое, нарушающее прежние договоренности, – сказал мне в интервью Барри Латуччи, член Комитета Мемориального парка Холокоста. – Наш комитет по договору с городскими властями уполномочен давать или не давать разрешение на новые памятники и новые надписи в этом парке. Проблема в том, что политики, такие как мэр, спикер, глава Паркового управления города в одностороннем порядке забрали полномочия у Комитета и установили новый порядок. Это очень опасный, антидемократический прецедент. Теперь политики, руководствуясь чисто политическими мотивами, будут решать, кому ставить в парке Холокоста памятники, и что писать на них. Это недопустимо. Наш Комитет был создан специально для того, чтобы именно еврейская община решала вопросы Мемориального парка Холокоста. Парковое управление города и, в частности, ответственный за скульптуры и памятники в парках Джонатан Кюн даже не уведомили наш Комитет об установке новых памятников. Нас исключили из процесса. Таким образом администрация города открыла двери для политических игр. Это позорно тем более, что речь идет о Холокосте, о геноциде еврейского народа, о 6 миллионах погибших евреев.
В дебаты вступила руководитель цыганской организации Voice of Roma Петра Гелбарт:
— С момента создания Мемориального парка мы считали, что здесь недостаточно отражена трагедия цыганского народа. Прежде всего, ранее указанная в мемориале цифра о количестве погибших цыган была сильно занижена. Мы также не согласны с теми, кто считает, что Мемориальный парк Холокоста должна контролировать исключительно еврейская община. Если говорить о геноциде, то цыгане тоже жертвы геноцида, жертвы Холокоста. Кстати, так считают и многие евреи, в частности, мой муж. Здесь евреи жаловались, что городская администрация исключила их из процесса, но точно также еврейский Комитет Мемориального парка ранее исключил цыган из процесса.
— Почему вам надо присоединяться к этому парку, вместо того, чтобы создать свой?
— Я не думаю, что нам нужен свой. Нужен общий, в память обо всех жертвах нацизма, хотя геноциду подверглись только два народа: еврейский и цыганский. Цель этого парка – уроки истории. Сюда должны водить школьников. И школьники должны знать, что нацисты уничтожали и евреев, и цыган, и гомосексуалистов, и инвалидов. А дальше надо говорить о сегодняшних проблемах: об антисемитизме и расизме, о ненависти к национальным, религиозным и сексуальным меньшинствам.
Ари Каган, лидер демократов 45-го избирательного округа Ассамблеи штата Нью-Йорк:
— Я вице-председатель бруклинского мемориального комитета Холокоста. Мы никогда не возражали против того, чтобы в этом парке была увековечена память всех жертв Холокоста: евреев и неевреев. На центральном монументе это высечено. Впервые за всю историю существования этого парка власти города проигнорировали соглашение между Комитетом Холокоста и Департаментом парков о том, что ни один камень, ни одна надпись не устанавливается без нашего согласия. Сегодня рядом с камнем «Собибор и Майданек» открыт новый камень, на котором написано про алкоголиков и бездомных, которых при Гитлере отправляли на перевоспитание в трудовые лагеря. При чем здесь Холокост? Мы бы конечно такую надпись никогда не утвердили. Мы считаем, что проигнорировано мнение огромного количества людей. Но мы только приветствуем, чтобы увековечить память цыган, которых Гитлер уничтожал в газовых камерах. Или, например, совсем недавно здесь открыли монумент памяти сербских священников, которых тоже убивали. Сюда сегодня пришел национальный председатель американской Компартии. А мы и не знали, что этот парк принадлежит Коммунистической партии США! Для нас это стало полным сюрпризом. И вообще мы про открытие новых памятников узнали чисто случайно. Разве это нормально, что люди, которые с первого дня заботились об этом парке, были полностью проигнорированы? На наш взгляд это абсолютно не нормально.
...Снятие белых покрывал с каждого нового памятника сопровождалось торжественными речами и чтением выбитого на камне текста. Из него, например, следует, что нацисты уничтожили, примерно, 200-220 тысяч цыган, 250 тысяч людей с врожденными физическими или умственными недостатками, около 2 тысяч христиан из секты Свидетелей Иеговы. Арестам и отправке в лагеря подвергались коммунисты, социал-демократы и другие политические противники гитлеровского режима, а также лесбиянки, алкоголики, бездомные...
— Бездомных, алкоголиков, наркоманов тоже преследовали и уничтожали в нацистской Германии, – говорит пастор Глен Чалмерс из Holy Apostles Soup Kitchen. – К сожалению, в наши дни, в нашей стране эти группы несчастных тоже подвергаются остракизму, дискриминации. Их судьба печальна не только в прошлом, но и ныне.
— То же самое можно сказать о коммунистах, – вступает в разговор Сэм Уэбб, Национальный председатель Коммунистической партии США. – Мы рады, что теперь коммунисты тоже признаны жертвами Холокоста. Справедливость восстановлена. В Германии коммунисты стали жертвами нацистов одними из первых.
Рик Ландман, сопредседатель «Международной ассоциации лесбиянок и гомосексуалистов, родители которых пережили Холокост»:
— Наконец-то Нью-Йорк признал жертвами Холокоста не только евреев, но всех, преследовавшихся при нацизме. Мы надеемся, что теперь прекратятся и оскорбления в наш адрес, и постыдная борьба из-за мемориала.
Итак, конец спорам? Вряд ли. А где тогда отдельный памятник миллионам советских военнопленных? Православным и католическим священникам? Многим другим группам?
Примечательно, что 5 мая на торжественном открытии новых памятников не было ни одного городского законодателя, которые в год выборов обычно не упускают случая побывать на виду. Видимо, они посчитали, что появление на таком митинге может их скомпрометировать.
Во время ежегодных траурных собраний в День памяти жертв Холокоста в этом парке собирается не так уж много народа: максимум 100–150 человек. Посмотрим, станет ли их больше с появлением новых памятников...
Александр Сиротин, Нью-Йорк
chayka.org
Наверх
|
|