Читальный зал
Нет мечети в эпицентре трагедии, – призывает владелец футболки. Фото EPA / UPG
|
Записки режиссера. Park51
11.09.2012 Уже два года как в Нью-Йорке строят новую мечеть. И из-за этой мечети по всей Америке уже два года не утихают яростные споры. Казалось бы, что с того, ну, еще один дом для молитвы Аллаху, ничего необычного, ведь количество таких сооружений на территории США за период с 2000 г. до 2010 г. возросло на 74% до 2106. Ну, будет еще одна мечеть в Нью-Йорке, так там их и раньше было немало – 257. В чем причина таких волнений? А вот в чем.
Здание, на месте которого нынче обустраивают новую мечеть, или как это предпочитают называть сторонники строительства - Исламский общинный центр с пространством для молитвы, расположено в Нижнем Манхеттене, между Западным Бродвеем и Church Street. Ранее оно принадлежало мистеру Стивену Померанцу и его жене Кукико Митани. И в течение многих лет Митани пыталась продать это аварийное здание. Но безуспешно.
Наконец в июле 2009 года некая компания по недвижимости приобрела таки постройку и имущество за $ 4,85 млн наличными. Вначале, по слухам, планировали создать здесь жилищный кооператив. Но вскоре американо-кувейтский имам Фейсал Абдул Рауф выступил с предложением построить на этом месте грандиозный исламский общинный центр.
Центр и в правду обещает быть немаленький. Международная студия SOMA Architects создала проект, который предусматривает снос двух пятиэтажных зданий на 45-47 Park Place и сооружения на их месте 13-этажного здания из стекла и стали площадью 9300 м 2 . В нем будут: 500-местный зал, центр исполнительских искусств, фитнес-центр, бассейн, баскетбольная площадка, детские зоны, книжный магазин, кулинарная школа, художественная студия, фуд-корт халяльной кухни (то же самое, что кошерная еда у иудеев), а также ресторан и молитвенное место на двух этажах вместимостью 1000-2000 человек. Большая часть Центра будет открыта для широкой публики и его сторонники уже заявили, что наличие такого Центра будет способствовать развитию межконфессионального диалога.
Так в чем проблема? Почему столько обычно политкорректных, многонациональных и многоконфессиональных американцев выступили категорически против строительства?..
А дело в том, что Исламский общинный центр «Park51» (назван так по своему фактическому адресу: Park Place 51) расположен всего в 180 метрах от того места, где когда-то находился Всемирный торговый центр!..
Мало того, когда самолет United Airlines рейса 175 поразил южную башню ВТЦ, части самолета – шасси, двигатель и фюзеляж вышли с северной стороны башни и упали прямиком на крышу именно этого дома 45-47, пробив два его верхних этажа. Обломки самолета уничтожили три блока перекрытий, а также серьезно подорвали внутреннюю структуру здания (из-за чего Кукико Митани все никак не могла его продать).
Но организаторов проекта его месторасположение не смутило, наоборот, они утверждают, что именно поэтому Park51 станет действенной «платформой для многоконфессионального диалога, он будет укреплять межобщинный мир, терпимость и понимание между людьми не только в Нью-Йорке, и не только в Америке, но и во всем мире».
Дейзи Хан, супруга имама Рауфа, инициатора строительства, от лица его и партнеров, пояснила, что проект призван способствовать улучшению отношений между исламом и американцами. Объясняя выбор места, она сказала: «Мы решили взглянуть на наследие 9/11 другими глазами и сделать что-то позитивное». К этому она добавила, что ее группа представляет умеренных мусульман, которые хотят «повернуть вспять тенденцию к экстремизму и той идеологии, которую экстремисты распространяют».
Однако многие усмотрели в проекте своего рода дань памяти террористам, погибшим в борьбе с Америкой. Кроме того, у многих вызывают большие сомнения источники финансирования проекта, который, по некоторым данным, оценивается в более чем 100 миллионов долларов. Когда же инициаторов проекта призвали к большей прозрачности в этом вопросе, они ответили, что это было бы приемлемо, если бы то же самое потребовали от строителей католического костела или, допустим, иудейской синагоги.
В общем, противники строительства Центра убеждены, что Park51 – это огромная мечеть, которую мусульмане демонстративно строят на «завоеванной территории», как символ «покорения» и «победы».
Ряд крупных американских политиков, такие как Джон Маккейн, Сара Пэйлин и нынешний соперник Барака Обамы на президентских выборах Митт Ромни, также выступили против Park51.
Однако сторонники строительства апеллируют к Первой поправке Конституции США, которая гарантирует американцам свободу вероисповедания.
На что бывший спикер Палаты представителей Республиканской партии Ньют Гингрич заметил: «Это не вопрос религии, это явно агрессивный акт, который является для всех нас оскорбительным!».
Сторонники строительства Центра указывают, что Park51 даст возможность мусульманам США продемонстрировать миролюбивость своих духовных ценностей, а американцам - подтвердить свою приверженность толерантности и разнообразию.
Американцы чувствуют издевку в строительстве мечети рядом со зданием бывшего Всемирного торгового центра
Они утверждают, что аргументы против строительства Центра основаны на ложных представлениях, что это ислам, а не исламские радикалы, ответственен за террористические атаки 9/11.
Интернет тоже колотило. Противники называли постройку «Мечетью победы» ислама над Америкой, «Мемориалом Победы», «Мечетью Ground Zero», а сторонники – символом свободы и равенства всех конфессий в США.
«Я понимаю мусульман. Потому что я знаю, каково быть негром в Америке, я знаю, каково это – испытывать дискриминацию. Я жил с этим», - сетовали одни.
«Мы обязаны бороться с терроризмом, а не с исламом», – поддерживали их другие».
Но подобных защитников было не так много. Большинство интернет американцев кипело негодованием, они предавали Park51 анафеме и дружно ненавидели мусульман.
«Когда мы сможем построить церковь в Мекке, они получат право строить свои мечети возле Ground Zero», – возмущались они.
«В притык к их мечети мы откроем гей-бар, а с другой стороны – офис правозащитной женской организации, а еще – кошерный мясной магазин через дорогу!».
«Замешать свиную кровь им в цемент! А еще лучше – сбросить бомбу со свиной кровью на вонючую Мекку! Пусть жирный кровавый дождь прольется на этих ублюдков!..».
Тут же приводилось множество цитат из Корана, якобы подтверждающих агрессивную сущность этой чужой, злобной веры. Указывалось на присутствующие в ней многочисленные призывы к насилию и даже убийству иноверцев, и многим это казалось неоспоримым аргументом для начала беспощадной Великой американской войны с исламом. За свою свободу, за свои ценности, за Америку!..
Порыв возможно и благородный, но я думаю, что в Коране ответов про современный ислам им все же не найти. Ведь толкования для нас – зачастую важнее первоисточника. Христианство ведь тоже было, как религией огня и меча, так и мира и любви.
Вообще-то, ислам в последние десятилетия, стал для многих чем-то вроде коммунизма наших дней. Он вызывает на Западе страх почти такой же, какой вызывал коммунизм в XX веке. Раньше особо чувствительные личности видели в каждом человеке левых взглядов агента Кремля, а сейчас в каждом мусульманине - агента Аль-Каиды, Тегерана или Эр-Рияда. Хотя, возможно, дыма без огня и не бывает.
Тем не менее, мэр Нью-Йорка Майкл Блумберг, не смотря на свою «пятую графу», решительно поддержал проект, отметив, что район Ground Zero «очень подходящее место» для мечети, потому что это «еще раз покажет миру», что у США есть свобода вероисповедания для всех.
А к этому добавил: «Правительство никогда не будет указывать людям, как им следует молиться, или где они могут молиться. Мы хотим быть уверены, что люди из разных стран мира будут чувствовать себя комфортно приезжая сюда, живя здесь, и молясь так, как они хотят молиться».
Поддержал Park51 и президент США Билл Клинтон, отметив, что многие мирные мусульмане тоже были убиты в результате атак 11 сентября.
А вот бывший мэр Нью-Йорка Рудольф Джулиани назвал проект «осквернением, которое никто не позволил бы себе в Перл-Харборе»« (имея в виду налет японцев в 1941 г.), и призвал оказать хоть немного уважения погибшим.
Тогда нынешний президент США Барак Обама попытался хоть немного остудить страсти. Он рассудил иначе: «Я считаю, – сказал он, – что мусульмане имеют такое же право исповедовать свою религию, как все остальные жители нашей страны. Это включает и право построить помещение для богослужений, и общинный центр на находящемся в частной собственности участке в Нижнем Манхэттене…».
Обратите внимание на аргумент Обамы. Казалось бы, осенью он должен будет вступить в борьбу за второй президентский срок, а нация, в большинстве своем – 54% против 20% – не поддерживает идею строительства исламского Центра в непосредственной близости от Ground Zero. Тем не менее, принцип частной собственности в Америке нерушим и никакой коррекции, даже под угрозой потери голосов избирателей, не подлежит!.. Обама этот важнейший для американцев аргумент и попытался использовать. Помогло, правда, мало.
Но удивительно тут другое: несколько родственники жертв нападения 9/11 нашли в себе силы также выступить в поддержку проекта. Они распространил заявление, в котором, в частности, говорилось: «Мы считаем, что этот проект будет способствовать межконфессиональной толерантности и уважению, что согласуется с фундаментальными американскими ценностями свободы и справедливости для всех», подчеркнув, что это будет «знаком для остального мира, что американцы выступают против насилия, нетерпимости и актов расизма, и что злодеяния нескольких никогда не должны бросать тень на всех».
«Ground Zero – это тоже наше, – высказался вслед за ними Нихад Авад, исполнительный директор Совета по американо-исламским отношениям, – Ground Zero не принадлежит определенной группе людей или религии. Ground Zero принадлежит всем американцам, все мы разделяем горе, и все мы желаем исцеления».
Мысли, безусловно, здравые и похвальные. Но в последнее время в заявлениях поддерживающих Park51 начали звучать и другие нотки. Гость ночной программы «Larry King Live» на канале CNN имам Фейсал Абдул Рауф, инициатор строительства Центра, высказал опасение, что любые изменения, внесенные в проект строительства, могут спровоцировать выступления исламских радикалов, что ставит под угрозу безопасность Соединенных Штатов Америки, а также американцев, находящихся за рубежом. По его словам, любые попытки перенести строительство в другое место, будут трактоваться экстремистами как «атака на ислам».
И это уже скорее похоже не на беспокойство о безопасности американцев, а на тривиальные угрозы и шантаж. Newsweek цитирует Талибан: «Протестуя против строительства мечети, Америка приносит нам большую пользу. Это дает нам больше новобранцев, больше пожертвований, и новую народную поддержку».
В общем, закончилось тем, что несмотря на многотысячные митинги и протесты, 21 сентября 2011 года, ровно через 10 дней после скорбной десятой годовщины теракта 9/11, Park51 был торжественно открыт для посетителей. Не весь, правда, а только выставочное пространство на первом этаже и там же часть молельного помещения. На остальное, говорят, пока нет денег, и сбор их займет у авторов проекта еще какое-то время. Внешне здание пока осталось старым и снаружи находится чуть ли не в строительных лесах. Открытие Центра прошло без инцидентов.
На самом деле все эти споры и битвы вокруг Нью-Йоркской мечети – это проблема не только Америки, это вопросы ключевые для современного мира, переживающего новое великое переселение народов, исламскую экспансию, необходимость мириться с тем, что развитые страны все больше становятся похожи на рекламу United Colors of Bennetton. Но жаловаться им, согласитесь, не на кого, они сами этот бедлам спровоцировали, и сейчас лишь вяло, с наивной надеждой, что все как-нибудь само по себе рассосется, наблюдают за приближающимся коллапсом.
Конечно, я понимаю позиции сторон и осознаю всю сложность и неоднозначность возникшей ситуации. Осознаю я и то, что решение, одинаково устраивающее всех, найти уже будет нелегко, хотя все еще возможно. Но для этого нужно будет сначала предельно честно ответить на один единственный, но очень важный вопрос: почему для такого количества мусульман столь принципиально важно, чтобы Исламский общинный центр с молитвенным пространством был открыт в Нью-Йорке именно по адресу – 45-47 Park Place и не иначе? Вот почему?..
Анатолий Борсюк, режиссер, тележурналист
society.lb.ua
Наверх
|
|