Читальный зал
Адама Зингера называли «Наполеоном швейных машин»
25.07.2012 «Деньги – вот что меня интересует», – любил повторять Исаак Зингер, уже став богатым и знаменитым. Интересовали они его детства. По крайней мере уже тогда, когда на украденных у отца однодолларовых банкнотах он дорисовал кривые нолики.
Еврей Адам Зингер эмигрировал в США из Германии в конце XVIII ст. На кусок хлеба зарабатывал тем, что мастерил кареты. Исаак, восьмой ребенок в семье, появился на свет, когда его родители были уже под пятьдесят. Парень рос непоседливым и озорное. В 12 лет он убежал из дома.
В городе Рочестер Исаак устраивается учеником механика. Он вытянулся под два метра и выглядел почти молодым. А еще у него очень рано проснулся сентимент к слабому полу.
Однажды в город прибыл передвижной театр. Исаак решил, что в нем пропадает великий актер. Поэтому когда лицедеи оставляли Рочестер, он поплелся за ними и несколько лет колесил по Америке. В Нью-Йорке Исаак знакомится со швеей Кэтрин Хейли и вскоре женится на ней. Ему было 19, ей – 15. Жили молодожены у родителей жены. Исаак возвращается к ремеслу механика. Через четыре года в Зингер родился сын, а затем – дочь.
Семейная рутина Исааку быстро наскучила. В 1836 году он покидает семью и снова пристает к странствующей труппе. Во время выступления в Балтиморе молодой донжуан заметил в зале милое личико. Сразу после спектакля он встретил юную леди и спросил в упор:
— Мисс Спонслер, вам нужен спонсор?
18-летняя Мэри Энн потеряла дар речи. Конечно, одним спонсорством тогда и не пахло, потому в карманах Зингера гулял ветер. Но он достиг главного – обратил на себя внимание. Наконец, за пару недель Мэри Энн все-таки упала в Исааку объятия.
Кэтрин он уже не вернется, а с Мэри Энн живет «на веру». Работая на строительстве канала, Зингер создает машину для сверления камня. Зарабатывает на ней $ 2000 – огромную сумму по тем временам – и основывает на них театральную труппу. Инвестиция была неудачной: после пяти лет странствий Америкой трупа распадается. Это был первый и единственный «прокол» в бизнес практике Зингера.
Без копейки за душой, он оседает в глухом провинциальном городке и работает на пилораме. Работа была однообразна, и чтобы не заскучать, Исаак разрабатывает станок для обработки дерева. В 1849 году он перебирается в Нью-Йорк и уговаривает издателя Джорджа Зибера вложить средства в производство его станков. Решив, что в Бостоне будет легче добиться успеха, компаньоны перебираются туда и снимают угол в мастерской по ремонту швейных машин.
Однако спросом Зингером станки не пользовались. Он должен впасть в отчаяние: ему было под сорок, на плечах куча детей и полное безденежье. Но Исаак ухаживал за одной из местных швей и время от времени наблюдал, как хозяин мастерской мучается над швейными механизмами.
В середине XIX века они были громоздкими и неудобными. Нити часто путались и рвались. Просрочке с десяток стежков, и то только по прямой линии, нужно было вынимать ткань и начинать все сначала. Поэтому портнихи предпочитали пользоваться дедовским способом – шили вручную. Зингер одолжил у компаньона $ 40 и в съемной ячейке приступил к работе. На одиннадцатый день он показал приятелям свою швейную машину.
Изобретения фактически не было, только гениальная компиляция из моделей, которые уже существовали. Но машина Зингера давала возможность свободно маневрировать тканью и выполнять криволинейные швы.
Чтобы освободить портному обе руки, Исаак приладил педаль, колебания которой приводило в движение весь механизм. Зингер совершил революцию в пошивочном ремесле. Именно за это его позже назовут «Наполеоном швейных машин».
В тот же день, когда он демонстрировал свою машину, у них с Мэри Энн родилась десятый ребенок.
Заемные деньги Исаак потратил на оформление патента и регистрации фирмы. Свою первую машину он продал за $ 100. Вскоре фабрика по пошиву рубашек заказала сразу 30 машин. Потом были еще заказ, еще и еще. Казалось, наконец посыпался золотой дождь.
Но авторы предыдущих моделей обвинили Зингера, что тот украл их идеи. Судебные процессы, которые американская пресса 1850-х окрестила «войной швейных машин», продолжались несколько лет. Достойно выбраться из передряги Исааку помогает адвокат Эдвард Кларк. Они входят в долю и основывают «Производственную компанию Зингера», а также завод по производству швейных машин.
Сначала покупателями были преимущественно крупные портновские мастерские, потому $ 100 в ту пору составляли четверть годовых доходов американской семьи среднего достатка. Чтобы заинтересовать своим изделием домохозяек, компаньоны делают швейные машины «Зингер» первым товаром в мире, который можно было купить в рассрочку.
Исаак постоянно совершенствовал свою машину. Благодаря этому ее стоимость удалось снизить до $ 10. Уменьшение цены с лихвой окупилось благодаря увеличению объемов продаж. За несколько лет Зингер становится миллионером. Он покупает роскошные апартаменты в Нью-Йорке, расстается с Кэтрин и узаконивает свои отношения с Мэри Энн.
Как-то проезжая по Пятой авеню, она увидела, что в соседнем экипаже ее благоверный держит в объятиях работницу своей фирмы. После большого скандала выяснилось, что Исаак тайно сожительствуют с ней несколько лет, и та уже успела родить ему пятерых детей. Когда клубок стали разматывать дальше, оказалось, что на Манхэттене есть еще одна женщина, к которой заглядывал Зингер. И она также воспитывает Исааково потомство.
Разоблаченный и опозоренный, Зингер бежит в Европу. В Париже он знакомится с красавицей Изабель Соммервиль. Она уже была замужем, но для заядлого бабника это не составляло никакой проблемы. После развода 54-летний Исаак ведет под венец 21-летнюю Изабель, которая уже ждет от него ребенка. В свое время ходили слухи, что это именно с его последней жены скульптор лепил Статую свободы.
Зингер медленно отходит от повседневных дел компании и назначает наемного президента – шаг новаторский по тем временам. Вместе с Изабель и детьми он поселяется в местечке Пейнтон на юге Англии. Поместье за полмиллиона долларов Исаак скромно называл «вигвамом».
Последние годы его жизни прошли в роскоши и экстравагантных прихотях. 23 июля 1875 он скончался «от болезни сердца и воспаления трахеи». Ему было почти 64. До конца жизни Зингер читал по складам и едва справлялся с письмом. Своим потомкам он оставил невероятный по тем временам наследство – почти $ 14 млн. Когда засветилась такая сумма, в разных концах мира возникло еще пятеро его незаконнорожденных. Так что конечный родительский «задел» Исаака Зингера составил 22 детей от трех жен и четырех любовниц.
В год его смерти в Америке и Европе было продано почти четверть миллиона швейных машин «Зингер». Впоследствии компания разрослась до транснациональной корпорации – первой в мире. Благодаря добротности и надежности продукции, она несколько десятилетий была лидером на рынке швейных машин. Еще в 2000 году более 100 млн. «Зингер» различных моделей служили людям в 67 странах мира.
1811, 27 октября – Исаак Зингер родился в городке Питтстаун на северо-востоке США
1851, 12 августа – запатентовывает усовершенствованный вариант швейной машины
1853 – вместе с адвокатом Эдуардом Кларком основывает «Производственную компанию Зингера»
1855 – на Всемирной выставке в Париже швейная машина «Зингер» получает первое место
1871 – продажи фирмы составляют 180 тыс. машин в год
1900 – ассортимент швейных машин «Зингер» охватывает 40 различных моделей
1902 – запускают завод в Подольске под Москвой, который обеспечивает «Зингером» всю Российскую империю, в том числе и Украину
1908 – в Нью-Йорке компания возводит 47-этажный офис, который стал первым в мире небоскребом
1913 – годовой объем продаж швейной машины «Зингер» достигает отметки 3 млн.
Богдан Завете
gazeta.ua
Наверх
|
|