Читальный зал
Фото donbass.ua
|
Спецпроект «Донбасс для всех». Евреи не учат жить, зато помогают материально
22.02.2012
От Исая Пугача до Ефима Звягильского
В середине ХIХ века в Бахмутском уезде проживало около двух с половиной тысяч евреев. А к концу столетия их количество достигло десяти тысяч. Это было связано с тем, что в мае 1882 года, вскоре после убийства Александра Второго, вышли так называемые «Майские правила», предписывавшие выслать евреев из центральной России. Они стали разъезжаться по окраинам империи, в том числе и на территорию нынешнего Донбасса. В результате к началу ХХ века только Юзовка по составу населения была на четверть еврейской. Здесь действовали три синагоги (одна из них, кстати, находилась на месте нынешней филармонии; другая, расположенная в районе автостанции «Центр», в девяностых годах была отреставрирована, теперь она считается одной из красивейших в Украине). В Юзовке работали еврейские гимназия, больница и банк.
Занимались юзовские евреи, в основном, тем же, чем и всё остальное население. Были и торговцы, и ремесленники, и инженеры, и простые рабочие. Ну, а уж после революции все окончательно смешались и стали одинаковыми советскими гражданами. Если же теперь попытаться разделить, кто к какой национальности принадлежал, то мы встретим евреев на всех этапах развития нашего региона. Так, первым директором Индустриального училища (на базе которого впоследствии был создан ДПИ, а затем – ДонНТУ) был еврей Исай Пугач. Донецкий художественный музей был создан в 1939 году по инициативе живописца Исаака Бродского. Первый в городе симфонический оркестр, который лег в основу нашей филармонии, организовал дирижер Натан Рахлин. Первым главным режиссером Донецкого театра оперы и балета был Иосиф Лапицкий. А областную травматологию основал известный специалист по ортопедии и военно-полевой хирургии Ион Чижин. Автор памятника Пушкину на одноименном бульваре – скульптор Наум Гинзбург. Знаменитый архитектор Павел Вигдергауз практически полностью сформировал новый облик разрушенного войной Сталино. Евреями были двое из четырех донецких стратонавтов – Яков Украинский и Давид Столбун. Ну а сейчас самыми известными донецкими евреями называют Натана Щаранского и Ефима Звягильского.
Тех, кто кушает мацу, сразу видно по лицу?
Впрочем, далеко не всегда взаимодействие евреев Донбасса с остальным населением было мирным и радужным. Представителям этой национальности зачастую приходится несладко. Наш регион не стал исключением: в Юзовке периодически происходили погромы. Обычно это получалось так: рабочие собирались на митинг за улучшение условий труда, но в толпе быстро теряли контроль над собой, и народный гнев выплескивался на тех, кто был под рукой. Полиция обычно не препятствовала таким безопасным для власти и фабрикантов спонтанным возможностям вывести агрессию. Прокурор Родзянко в отчете о холерном бунте 1892 года в Юзовке писал, что толпа вначале грабила еврейские лавки, а там, где хозяин мог доказать свое русское происхождение (обычно об этом свидетельствовала выставленная наружу икона), бунтовщики платили за всё, что выпивали. Впрочем, как добавляет Родзянко, когда выпивали все оплаченное, они таки грабили и русского лавочника.
В наши дни трудно представить, чтобы в Донецке могло произойти нечто подобное. Но даже в нашем многонациональном регионе, который славится терпимостью, антисемитизм по-прежнему существует, причем в весьма нелепых формах. Каждому, даже самому ассимилированному, еврею приходится периодически выслушивать странные вопросы и комментарии в свой адрес.
— Я часто сталкиваюсь с тем, что мои еврейские корни вызывают какой-то нездоровый ажиотаж у новых знакомых, – говорит дончанка Алина Ильина. – И это при том, что у меня славянская внешность и русская фамилия. Однажды в компании ко мне подошла незнакомая девушка и грозным шепотом спросила: «Скажи честно, ты еврейка?» Я удивилась, как она это вычислила. Оказалось, что... по расстоянию между глазами. Причем, как выяснилось, она не одна такая: моей совершенно русской подруге ее теперь уже бывший муж перед свадьбой мерил голову линейкой – чтобы удостовериться, что в ней нет еврейской крови. Другой молодой человек как-то на полном серьезе спросил, сдаю ли я раз в год золото в еврейский фонд покорения мира. А еще один парень, с которым я даже встречалась (правда, недолго), называл меня «моя жидовочка» и уверял, что считает это весьма пикантной моей особенностью. Конечно, меня такие ситуации только смешат - как на это можно реагировать всерьез? Хотя, если задуматься, то какие же дикие стереотипы живут у наших людей в головах!
Одной из причин того, что к евреям всегда относились настороженно, считается то, что те жили обособленно и соблюдали свои традиции, не похожие на русские. Однако за годы советской власти они очень сильно ассимилировались, и о своих традициях практически совсем забыли. Только в девяностых годах стали появляться общины и центры, которые занимаются популяризацией национальных традиций и культуры среди еврейского населения. В результате многие люди уже в зрелом возрасте осознают свою национальную принадлежность и начинают следовать обычаям своего народа. Например, дончанин Леонид Краснопольский только в тридцать с лишним лет впервые почувствовал себя евреем – и с тех пор его жизнь кардинально изменилась.
Осознав свое еврейство, Леонид Краснопольский впервые по-настоящему ощутил вкус жизни.
— Из семьи я не вынес совершенно ничего еврейского, и долгое время даже не задумывался о своих корнях, – рассказывает он. - Однажды ради интереса сходил в еврейский культурный центр. И этот момент разделил всю мою жизнь на «до» и «после». И теперь уверен: только когда я понял, что еврей, моя жизнь началась в полном смысле. Я нашел то, что помогает мне преодолевать жизненные трудности.
Теперь Леонид занимается настоящим еврейским бизнесом – шьет одежду. У него есть коллекции как обычных мужских деловых костюмов, так и религиозных одеяний. Кстати, жена у него – русская, но она отнеслась к переменам в мировоззрении мужа с пониманием.
Донецк – самый кошерный город страны!
Сейчас в Донецкой области проживает меньше евреев, чем в начале двадцатого века, – около пятнадцати тысяч. Многие погибли во время войны и Холокоста, другие ассимилировались, и их внуки уже носят русские и украинские фамилии. Но те, кто все-таки считает себя евреями, проявляют себя весьма активно. В последние годы наметилась интересная тенденция: шахтерская столица превращается в настоящий центр еврейской жизни.
Так, Донецк уже считается столицей кошерного производства Украины. Здесь в значительных количествах производят мясные и молочные продукты, сладости и приправы, разрешенные к употреблению верующим иудеям. Во многом это связано с тем, что в Донецке расположен Украинский комитет по кашруту. Кроме того, именно в шахтерской столице живет и главный могель (человек, совершающий обрезание по иудейской традиции) Украины и Белоруссии. В Донецке действуют еврейский детский сад и общеобразовательная национальная еврейская школа №99. А самым заметным образом евреи напоминают о себе каждый декабрь, зажигая в честь праздника Ханука огромный светильник в центре города, на бульваре Пушкина.
Но сфера деятельности еврейских организаций Донецка распространяется не только на соотечественников.
— Иудаизм запрещает мессионерскую деятельность вне общины. Так что мы никого не агитируем и не пытаемся обратить в свою веру, – рассказывает председатель еврейской общины Донецка Иегуда Келерман. – Зато мы ведем благотворительную деятельность под эгидой главного раввина Донбасса Пинхаса Вышедского. Организация «Хесед» взяла под опеку около четырех тысяч стариков по всей области, которые нуждаются в помощи. Это и продукты питания, и патронаж... Или, например, международный гуманитарный фонд выделил нам несколько тонн продуктов для помощи малообеспеченным членам общины. Но мы посчитали, что в наше сложное время не можем одни пользоваться этой помощью. Через облгосадминистрацию мы распределили эти продукты между детскими домами Донецкой области. Еще мы занимаемся так называемой экстренной помощью - к нам часто обращаются люди (не обязательно евреи), которых, например, обокрали, и они не могут доехать домой. Мы проверяем информацию об этом человеке и, если она подтверждается, помогаем.
В общем, можно быть антисемитом, можно, наоборот, считать, что евреи уже ничем не отличаются от русских и украинцев. Но невозможно не признать: без них Донецк был бы уже не совсем тем городом, который мы знаем и любим.
Познакомимся на кухне
Форшмак
Возьмите две селедки, разделайте их и очистите от всего лишнего до состояния филе. То же сделайте с одним большим кислым яблоком (антоновка или семеренко) или двумя маленькими – очистите от косточек и кожуры. Возьмите городскую булку (или полбатона), снимите корку и замочите мякиш в молоке. Сварите вкрутую два яйца. Пропустите все эти ингредиенты через мясорубку или смешайте в блендере. В полученную массу добавьте мелко нарезанную луковицу, соль, черный перец и кориандр. Хорошо размешайте, подливая подсолнечное масло до приятной вам консистенции. Форшмак хорошо идет под черный хлеб, вареную картошку и, как несложно догадаться, является отличной закуской под водку.
Алиса Сопова
donbass.ua
Наверх
|
|