Читальный зал
Заметки о «кумиротворении»
18.01.2012 «Не может быть личных взглядов, если речь идет об истине»
Виленский Гаон Элияху Бен Шломо Залман Я помню, как шил в мастерской свой первый костюм. Для меня, носившего прежде одежду старшего троюродного брата, это было постижением чего-то неизведанного. На последней примерке я ощутил его, как что-то свое, неотделимое.
А какой наряд надела на каждого из нас эпоха возрождения еврейской духовности? Увы, никому не было дела до этого в начале 90-х, когда разверзлись хляби железного занавеса и в наши пространства хлынули потоки посланцев множества еврейских организаций. Мы были счастливы.
Постепенно счастье сменилось заботами и проблемами от расчленения нас множеством внешних носителей концепций нашего будущего. И главная мечта о возвращении духовной жизни стала воплощаться в виде наряда, который мы не успели примерить. И то, что он не всем по размеру, и кому-то жмет, стало очевидным позже, когда рассеялся туман наивных мечтаний.
В то время наше «зачищенное» на десятилетия от иудаизма пространство быстро заполнилось, в основном, носителями одного из направлений иудаизма – ХАБАДа. Из множества оценок его деятельности неоспоримо то, что был обеспечен возврат десятков тысяч евреев к иудаизму. Так о чем еще говорить, если столь великое чудо здесь свершилось?
Но беда нашей диаспоры в тот период заключалась в отсутствии еврейских знаний. Поэтому мы с радостью поглощали все, что поступало, в основном, из информационного поля ХАБАДа. Так закрепилось наивное мнение о единственности подобного «покроя». Да и сегодня без познания разнообразия еврейского мира это мнение у многих сохраняется.
В результате парад на Лаг ба-Омер воспринимается, как древняя еврейская традиция, а установка на центральных площадях городов ханукий – как завет, предписанный свыше. Многие и не подозревают, что происхождение этих действий относится только к одному из многих направлений иудаизма. А ведь мнимое впечатление об исконности предложенных форм, по сути, отвергает девиз еврейских просветителей диаспоры «Будь евреем в шатре своем…»*.
Народу, вышедшему из рабства, присуща свобода и в выборе духовных приоритетов. Пользуясь этой свободой, можно узнать, что ортодоксальный иудаизм в наше время представлен движением «миснагдим» – продолжателем раввинистического иудаизма. Это название берет начало от слова «противящиеся», отразившего противление Виленского Гаона хасидизму, одним из течений которого и является ХАБАД. Категорически отвергаемые ортодоксами, хасиды со временем причислили и себя к этой категории.
Продолжая эту «примерку», можно выяснить, что появление консерваторов и реформистов сопровождалось столь же категоричной непримиримостью со стороны «новых» и «старых» ортодоксов. Непримиримость эта и до сего дня не исчезла, несмотря на то, что реформисты преобладают в США и многочисленны в Западной Европе.
Все ветви иудаизма с разной степенью успешности и сегодня прорастают в нашей диаспоре. И каждая ветвь сохраняет свой взгляд на питающее их древо. Но эти взгляды сильно разнятся. Так, в основе идеологии хасидизма лежит постулат, что «простэ ид» (простой еврей) любезней Богу, чем тысяча толковников. Это было следствием страшных событий «Хмельнитчины» и разделов Польши. В начале 18 в. обращение к простому, неграмотному человеку помогло сохранить веру и народ («благочестие выше учености»).
Но этот дух местечкового быта навязывается и нашей сегодняшней жизни выражением связи с Богом через восторг, песни и танцы. Эта местечковость вряд ли может быть приемлема в XXI веке, хотя для некоторых стала образом жизни. Но только по их личному выбору. А ведь нам этот «наряд» в начале 90-х был представлен, как безальтернативный. Более того, многими религиозными общинами и сегодня преподносится широкой общественности именно такая внешность современного еврея – в сюртуке и шляпе. Однако подобный портрет не отражает нашей внутренней сущности.
Наш современный портрет иной, хотя в нем просматриваются и такие черты. А примеров разнообразия именно этих черт достаточно много. Если хасидам присуще превозношение своих лидеров (как почитание цадиков в Умани), то уважение к ним у многих евреев не трансформируется в фетишизацию этих фигур. Это уважение не переходит и в придание им статуса общенационального, даже мирового масштаба. Поэтому не все согласны с приданием этого статуса Менахему-Мендлу Шнеерсону. Но на всякий случай эти «не все» молчат об этом, трактуя свое молчание, как проявление толерантности. А зря, ведь мы ответственны не только за то, что говорим и что слышим, но и за свое молчание. Да и зачем отмалчиваться, ведь Любавичский ребе действительно является главой поколения, даже не одного. Но - поколения приверженцев ХАБАДа. Подобная недоговоренность прививает многим евреям не свойственную форму поклонения.
Роль личности в истории неоспорима. И у нашего народа есть много мудрецов, не заслуживающих пребывания в нынешней специфической информационной тени. Среди них Гилель и Маймонид, Ицхак Лурия Ашкенази и рав Кук. За каждым из них – новые шаги в иудаизме, новые направления и взгляды. Но приписать им и многим другим сверхчеловеческие качества - значит, нарушить не только предостережение Завета, но и призыв известной хасидской песни: «Нет, нет никого, кроме Б-га одного».
Большинство из нас по умолчанию стали «последователями» разных направлений иудаизма, волею случая занесенных в наши города. Такое множество направлений в мире иудаизма может вызвать у познающего этот мир еврея здоровое желание принять религию отцов без идеологических оттенков. Но осознанный выбор, в том числе свободный от идеологии, может быть доступен лишь тем, кто познал эту «многожанровую» картину. Так что познавайте, примеряйте и выбирайте. Ведь этот выбор поможет нам стать просто людьми, ведущими еврейский образ жизни. А разве не это главная цель мудрецов древности – сберечь преемственность этого образа жизни от поколения к поколению?!
И все-таки есть у евреев единственно неоспоримый всенародный духовный лидер – и это Моисей. Мудрость его, предвосхитившая прослеживаемые ныне тенденции «кумиротворения», заключалась и в том, что место его захоронения никому не известно. Это его желание стало знаком для всех поколений о недопустимости сотворения кумиров из выдающихся личностей любого масштаба.
Придержимся же этой заповеди, начертанной на Скрижалях. Возможно, это единственный покрой, благодаря которому «костюм» для большинства из нас может стать первым из подходящих по размеру.
Михаил Гольденберг, Николаев, Украина
______________________________
*) Строка из стихотворения Иегуды-Лейб Гордона «Хакица, ами» («Пробудись, народ мой», 1861) – «Будь евреем в шатре своем и человеком, выходя из него» – стала девизом еврейских просветителей тех лет.
Коротко об авторе Михаил Гольденберг родился в 1949 году в Николаеве, Украина. Окончил Николаевский кораблестроительный институт. Работал инженером-конструктором в ПКБ «Прогресс», затем главным инженером и директором фирмы «НАНТ».
В 1989 году стал соучредителем Николаевского общества еврейской культуры (НОЕК). С 1991 года – председатель правления НОЕК. Среди значимых проектов первой еврейской организации города – Еврейский общинный центр «Шофар», ансамбль «Штилим» и клезмерский ансамбль, газета «Бокер», летние семейные лагеря, система образовательных программ (UJA Federation of NY) и издательский проект (фонд «Натан»). Инициировал строительство памятника жителям города – жертвам Холокоста.
В 2004 году Михаил построил здание, в котором разместил Общинный центр и благотворительный фонд «Хесед Реим», директором которого является с 2007 года. Кавалер ордена «За заслуги» 3-й степени. С 2000 года – председатель Николаевской областной еврейской общины.
Михаил Гольденберг женат. Отец сына и дед внука.
newswe.com
Наверх
|
|