Читальный зал
Томаш Пйонтек
|
Томаш Пйонтек: «Я не считаю, что у людей нужно отнимать иллюзии»
01.11.2011 19 октября в центре Визуальной культуры НаУКМА состоялась встреча с известным польским писателем и публицистом Томашем Пйонтеком, автором скандальной книги «Героин», частично основанной на его собственном опыте.
Томаш Пйонтек приехал в Киев в рамках презентации 2-го номера украинской версии журнала «Политическая критика», который пытается сосредоточиться на острых культурных и политических вопросах современного общества. В этом году в ответ на беатификацию Иоанна Павла II вышел полемический памфлет Пйонтека «Анти-Папа», ставший первой в Польше систематической и бескомпромиссной критикой деятельности Кароля Войтылы. Специально для читателей ART UKRAINE мы попросили скандального автора ответить на интересующие нас вопросы.
— Еще несколько лет назад Польша была страной, где критика церкви воспринималась как безумный эпатаж, политическая сцена контролировалась правыми партиями, но парламентские выборы, 9 октября, принесли неожиданный успех радикальной антиклерикальной партии. Что нужно, чтобы в Украине произошли такие изменения и народ начал влиять на политику?
— Польский пример показывает, что много не надо. Хватило того, что в течение нескольких лет несколько тысяч людей повторяли то же, те же слова. Пустота мысли была такой, что в момент, когда мы предложили какую-то мысль, она заполнила головы очень многих людей. Оказалось, что это соответствует ожиданиям очень многих людей. Мне кажется, что в Украине произойдет то же: достаточно того, чтобы определенно утверждать какую-то мысль – и климат изменится.
— Давайте поговорим, о книге «Героин». Она основана на вашем личном опыте. Вы принимали героин?
— Да.
— И как это было?
— По этому поводу я хотел бы рассказать такую историю собственной жизни. Я принял наркотик и заразился гепатитом C. Этого бы не произошло, если бы наркотики были легализованы. В отношении наркотиков, я считаю, существует две категории людей: те, которые принимают их ради забавы, и у них не возникает привыкания. Это 90%, и 10% – это люди, у которых возникает привыкание и им необходимы наркотики. Эту последнюю категорию людей надо лечить. И тех, и других не за что судить, в любом случае.
— Но разве запрет на употребление наркотиков не преследует как раз тех людей, которые принимают их ради забавы? Разве не эта цель запрета?
— Нет. Люди все равно покупают наркотики, хоть нелегально. И почему, собственно, люди должны переставать «баловаться» наркотиками?
— Расхожая точка зрения звучит так: человек должен жить в реальности, а не в своих мечтах. А наркотики дают нам иллюзорную жизнь.
— Я не считаю, что у людей нужно отнимать иллюзии. Мы живем в реальности не меньше, чем в своих мечтах. Более того, мы проводим больше времени в своих мечтах.
— Что вы тогда можете сказать об искусстве? Является ли искусство таким способом сбежать в мечты.
— Искусство является скорее способом столкнуться с чем-то мучительным, а не бегством к мечтам. Искусство – это попытка взаимодействовать с проблемной сферой.
— Что вы можете сказать о фильме Яэль Бартана, который представлял Польшу на Венецианской биеннале в этом году. Яэль Бартана – основательница движения за Еврейское Возрождение в Польше, в своем фильме она призывает около 3 300 000 евреев вернуться в Польшу…
— Было бы замечательно, если бы они вернулись, но этого скорее всего не случится. Если евреи будут убегать из Израиля, то в Америку. В Польше антисемитизм. Может, это не такой болезненный антисемитизм, как арабский, но он есть. Везде есть антисемитизм, но в Польше – это действительно проблема.
— По-вашему, этот фильм является примером такого соприкосновения с болезненной реальностью?
— Это пример альтернативной реальности, такой, в которой евреи могли бы вернуться в Польшу. А поляки это даже ценили бы. И это альтернативная реальность, потому что в действительности это не так.
— Должно ли искусство, в качестве способа взаимодействия с проблемной сферой, иметь социально-политическую окраску?
— Искусство, по моему мнению, должно сочетать эстетику и этику. Должно говорить о добре и зле, и говорить об этом прекрасным образом. И, конечно, там, где встречаются эстетика и этика, и в особенности там, где встают этические вопросы, невозможно обойтись без политики, ибо она часть этики.
— Отсюда нам часто кажется, что польское общество базируется на католической религии. Вы очень остро критикуете католицизм в книге «Анти-Папа». Какая идея могла бы занять место религии, быть столько же значимой?
— Есть такая поговорка: у евреев и католиков – религия, а у протестантов – вера. Мне хотелось бы, чтобы место религии заняла вера, этические принципы. В этом смысле протестантизм больше сконцентрирован на этике.
Анна Ландихова
bukvoid.com.ua
Наверх
|
|