Читальный зал
«Гамбринус»: о роли пиара, Куприна и Сашке-музыканте
19.09.2011 Едва ли найдется человек, не побывавший в одесском пивном ресторане «Гамбринус», который находится в глубоком подвале на углу Дерибасовской и переулка Вице-адмирала Жукова (историческое название – Колодезный переулок). Когда-то это здание занимала гостиница «Франция», а в подвале в середине 1920-х располагался бар «Пивной колодец». Вот такая удивительная преемственность…
Их было трое
Сегодняшний, «Гамбринус», открывшийся в 1967 году, - третий по счету среди одесских пивных ресторанов с таким названием, и каждый из этих трех заслуживает рассказа о себе. Впрочем, первый «Гамбринус», открывшийся в 1868 году на Греческой площади (тогда она называлась Александровской площадью) просуществовал совсем недолго и ничем особо интересным себя не проявил. А вот «Гамбринус», появившийся в 1897 году, является, безусловно, самым «главным» среди своих «тесок».
На Дерибасовской, 32 – угол Преображенской
Этот, самый извстный «Гамбринус» расположился в глухом подвале дома №32 по улице Дерибасовской, угол Преображенской, с входом со стороны последней. В те времена дом принадлежал художнику Хлопонину. Кабачок этот, который «держала» чета обрусевших немцев Гоппенфельд, сразу же получил огромную популярность. Он был всегда, что называется, «до отказа» заполнен посетителями. Публика здесь собиралась весьма разношерстная: молодые гуляки с Дерибасовской, биндюжники с Молдаванки, портовые грузчики, студенты из находящегося неподалеку Новороссийского университета, матросы с заходивших в Одессу иностранных судов и, конечно же, сверх всякой меры раскрашенные девицы не слишком тяжелого поведения разных возрастов …
Реклама таки – двигатель
Безусловно, быстро растущей популярности «Гамбринуса» поспособствовал и очерк известного и уважаемого одесской читающей публикой журналиста Лазаря Кармена в газете «Одесские новости» (февраль 1903 года) под названием «На дне Одессы». Одна из глав очерка - «Волшебная скрипка» - была посвящена «Гамбринусу» и человеку, сыгравшему решающую роль в бешеном ажиотаже вокруг этого питейного заведения. Известность же, не боюсь этого слова, международную получил «Гамбринус» и то же главное действующее лицо в нем в 1907 году – именно тогда в журнале «Современный мир» был напечатан рассказ Александра Ивановича Куприна под коротким названием «Гамбринус». После этой публикации в «Гамбринусе» отбоя не было не только от любителей доброго пива, но и от искателей экзотики. Но обо всем по порядку…
…В далеком XIII столетии почетного председателя гильдии брюссельских пивоваров герцога Иоанна I провозгласили покровителем пивоварения. Со временем этот самый Ian Primus превратился в Гамбринуса. Его ярко раскрашенный портрет украшал интерьер «нашего» пивного кабачка. Теперь послушаем А.И.Куприна: «С каменных стен сочилась всегда белыми струйками подземная влага и сверкала в огне газовых рожков, которые горели денно и нощно, потому что в пивной окон совсем не было. Вместо столов на полу были расставлены тяжелые дубовые бочки, вместо стульев – маленькие бочоночки. Направо от входа возвышалась небольшая эстрада, а на ней стояло пианино. Здесь каждый вечер уже много лет подряд играл на скрипке для развлечения гостей музыкант Сашка – кроткий еврей, веселый, пьяный, плешивый человек с наружностью облезлой обезьяны, неопределенных лет…»
Вот мы и добрались до квинтэссенции нашего повествования. Именно ради того, чтобы послушать этого кабацкого скрипача и ломились самые разные люди по вечерам в глухой подвал на углу Дерибасовской и Преображенской.
Кто он, – Сашка-музыкант?
Сашка-музыкант – это Александр (Шендель) Яковлевич Певзнер, выучившийся премудростям скрипичной игры у клезмеров Могилевской губернии, откуда он был родом, приехавший в поисках работы в Одессу и поселившийся на Молдаванке в одном из старых домов на Садиковской улице. Этот безусловно талантливый музыкант играл все, из его скрипки каждый вечер лились украинские, русские, еврейские, молдавские, грузинские, итальянские, греческие и еще Бог знает какие мелодии. Сашка удовлетворял любые вкусы. Oн был явным лидером в трио, которое в течение долгих 12 лет составляли, помимо Певзнера, братья Вересковские - Игнат и Константин (баян и фортепиано).
Интересная деталь: через несколько месяцев после опубликования рассказа об этом кабачке и его главном герое Александр Иванович Куприн посетил «Гамбринус», расцеловал Сашку и подарил ему серебряный портсигар и журнал с рассказом, снабдив последний трогательной надписью…
Александр Певзнер женился на красавице-вдове Голде Старинской, усыновив ее отпрыска Соломона, а вскоре она родила ему сына Арона (Аркадия). Забегая вперед, отметим, что Аркадий оказался способнейшим исполнителем степа и пользовался у одесской публики большим успехом. Соломон и Аркадий сражались на фронтах Великой Отечественной войны, были награжены боевыми наградами. Соломон погиб в 1943 году, Аркадий вернулся с войны с тяжелым ранением (пуля попала в легкое), от которого скончался в 1946 году.
Вернемся в бедствующую от голода и разрухи, наступивших в результате революции и гражданской войны, Одессу 1920 года, когда Певзнер, который уже шесть лет не играл в «Гамбринусе», вместе с группой таких же бедолаг отправился в Волынскую губернию, чтобы поменять куяльницкую соль на что-нибудь съестное. Там он заразился тифом, в полубредовом состоянии кое-как добрался до Одессы и был помещен в Еврейскую больницу. 24 июня 1920 в рубрике «Скончались» местной газеты «Известия» можно было прочесть: «…Александр Яковлевич Певзнер (Сашка-скрипач из «Гамбринуса»), о чем извещают жена, дети и родственники. Вынос тела из Еврейской больницы сегодня в час дня по советскому времени». Похоронная процессия, несмотря на суровое время, растянулась на несколько кварталов: Сашку-скрипача в последний путь отправилась провожать вся Одесса…
Третий «Гамбринус» переместили на сто метров
Прошло достаточно много времени, прежде чем началась жизнь 3-го, сегодняшнего, «Гамбринуса», с которого мы и начали свой рассказ. Выбрано для него было совсем неплохое место - против Городского сада, т.е. с определенной натяжкой можно утверждать, что знаменитый кабачок просто сместился по Дерибасовской на пару сот метров.
По убранству этот «Гамбринус» мало отличается от своего «предка»: вместо столов и стульев – те же дубовые бочки, большие и малые, отсутствие дневного света, потому что и этот подвал тоже не имеет окон, так же широко улыбающийся раскрашенный покровитель пивоварения Ian Primus … А вот публика здесь собирается уже совсем иная – модно одетая, с хорошими, случается, манерами…
Долгое время – 30, без малого, лет – играл в этом кабачке на скрипке совсем неплохой продолжатель творчества легендарного Сашки – Осип Борисович Бровер. Он тоже с блеском исполнял любые мелодии по-прежнему интернациональной Одессы, да еще, в придачу, и чисто одесские анекдоты рассказывал посещающим «Гамбринус» иногородним гостям… Сейчас уже не работает – ушел на очень заслуженный отдых, а пришедшие ему на смену музыканты стараются изо всех сил поддерживать славные традиции легендарного пивного ресторана, который так и остался одним из брендов Города…
Наводняющие же Одессу туристы могут и сегодня увидеть легендарного Сашку-музыканта, только не живого, а отлитого в бронзе, миниатюрного, установленного в Саду скульптур литературного музея. Может скульптура эта и мало напоминает очень подвижного, всегда улыбавшегося Сашку, но разве в этом дело? Главное – память осталась.
Анатолий Горбатюк
odessa-life.od.ua
Наверх
|
|