Читальный зал
Неужели мы столь страшны и нетерпимы, или Почему нас такими видят?
07.09.2011 Тема Холокоста, к сожалению, не относится к числу наиболее актуальных в Украине. Во львовском случае на это накладывается еще и своя «националистическая» специфика. Довольно часто от обывателей можно услышать, что евреи заслужили уничтожение своим поведением и участием в организации Голодомора.
«Компроматом» на политиков, ученых и других публичных людей по-прежнему остается подозрение в еврейском происхождении. Откровенный общественный диалог на эти контроверсийные темы отсутствует. Украинские историки занимают, как правило, оппортунистическую позицию и ситуативно реагируют на появление той или иной публикации «на тему» в зарубежных изданиях.
Сегодня прочитал статью Тома Гросса в «Гардиан». Читая это «откровение» британского журналиста, не переставал думать: для чего это написано? Почему так некомпетентно?
В последнее время появилась некая «каста» журналистов и публицистов, которые пишут статьи на темы, обреченные на международный успех, к ним относится также и «еврейская тема». Надо приветствовать интерес британского журналиста к нашим странам и городам. Это хорошо, что такие уважаемые издания рассказывают миру о нас и помогают общественности во Львове оказывать давление на власть для более ответственного обращения с историческим наследием города. Но как может поспособствовать этому статья, например, Тома Гросса, если она просто соткана из неточностей и откровенной лжи?
Поэтому о неточностях и лжи. Автор очень неуклюже пытается сравнить уровень толерантности во Львове ныне и в XVI веке. Разумеется, в его представлении уровень терпимости тогда был значительно выше, нежели теперь. Где ж ему знать, что в XVI веке для евреев существовала масса ограничительных законов, регламентировавших, где они имели право жить, а где нет, разрешения на строительство иудейских сакральных сооружений «утверждал» латинский архиепископ, а сами строения опускали глубоко в землю, чтобы они не возвышались над христианскими святынями, так как это было запрещено. Автор также не знает истории синагоги «Турей Загав» (более известной теперь как «Золотая Роза»), которую отобрали у евреев христиане римо-католики потому, что председатель еврейской общины Львова Исаак Нахманович построил ее без разрешения латинского архиепископа. Автор также не знает, что евреи за возвращение своей синагоги заплатили отцам-иезуитам огромную компенсацию, благодаря чему те построили свой великолепный костел во Львове. Трудно было бы назвать Львов толерантным и в XVII веке, ведь тогда город отметился рядом кровавых антиеврейских погромов.
Автор пишет, что на прошлой неделе сам наблюдал, как бульдозеры уничтожали остатки известной львовской синагоги «Золотая Роза». Пишет о том, что как раз на прошлой неделе власти возвели забор вокруг стройплощадки, расположившейся на территории бывшей синагоги. Это неправда, потому незаконное строительство ведется на месте когда-то славной ешивы, что, однако, не менее фатально для исторического наследия Львова.
Не прав автор и тогда, когда заявляет, что в 1941 г. большинство львовских синагог были сожжены вместе с евреями, которые там молились. Историкам известен только один такой жуткий факт, касающийся уничтожения прогрессистского темпеля на площади Старый Рынок. Еще раз повторю, что такая детализация отнюдь не умаляет страданий погибших и не отрицает ужасного преступления. Но такое произвольное трактование событий подрывает доверие к автору и вызывает сомнение во всем сказанном им.
А в статье у г Гросса таких «неточностей» – в каждом предложении. Автор пишет, что Львов был присоединен к СССР в 1945 г., но на самом деле надо говорить о 1939 или 1944 годах. Он пишет, что евреи во Львове до 1940 года составляли большинство населения города. Это далеко не так. По самым смелым подсчетам, население Львова в соотношении было таким: 50% – поляки, 33% – евреи, 16% – украинцы. Возможно потому, что автор поленился заглянуть даже в Википедию, он объявляет все жертвы Львова и окрестностей еврейскими. Так и пишет о 420 тысяч замученных во Львове и окрестностях евреях. А где же польские, украинские, русские жертвы? Да и не все евреи были уничтожены в Яновском концлагере. Действительно, часть узников гетто нацисты вывозили в Лисинецкий лес и там расстреливали. Но фактом остается и то, что значительная часть заключенных евреев была отправлена в Белжец – на эту настоящую «фабрику смерти». И уж вовсе в водоворот фантазий погружается господин Гросс, когда открывает доселе неизвестные историкам факты. Оказывается, по Гроссу, когда уже все «польские и украинские» евреи Львова были уничтожены, то в город прибывали специальные транспорты с румынскими и венгерскими евреями, которых здесь уничтожали. В дополнение автор утверждает, что во Львове евреев было уничтожено больше, чем в любом другом городе Европы.
Я понимаю, что цифра впечатляющая, но не менее впечатляет и другая, более точная цифра. Историкам известно, что после того, как часть евреев, спасаясь от немцев, сбежала в советский Львов, число еврейских жителей составляло около 130 тысяч. Только незначительная часть смогла эвакуироваться вместе с отступающими красноармейцами. По разным подсчетам, из тех 130 000 львовских евреев оккупацию пережили только 800. Впечатляющая статистика ...
То, что Том Гросс пишет про Цитадель, просто не укладывается в голове. Оккупировав Львов и быстро продвигаясь в глубь Украины, нацистские войска взяли в плен огромное количество красноармейцев. Помещение старой австрийской Цитадели в центре города больше подошло для организации там лагеря для советских военнопленных. «Шталаг» был местом «медленного умирания», где людей не так часто расстреливали, как они умирали от голода, холода и болезней ... Это место стало местом смерти и для французских, а позже и итальянских военнослужащих. Возможно, и среди них были евреи, но не тысячи, как это утверждает автор.
Меня угнетает авторский подход к проблеме: неужели он считает, что русские, украинские или поляки меньше страдали и мучились в лагере смерти, чем евреи? Для чего он превращает всех 130 000 заключенных «Шталага» в Цитадели в евреев? Ему мало других 130 000 еврейских жертв? Но все же согласен с автором в том, что надругательством над памятью погибших в этом месте людей является превращение бывших казематов в пятизвездочные отели и планирование там строительства развлекательных заведений.
Том Гросс эмоционально пишет, что власти Львова бульдозерами уничтожают остатки великолепной синагоги «Золотая Роза», лишая евреев шанса когда-либо превратить это священное место на мемориал. Я также считаю сравнимым с преступлением грубое бизнес-вмешательство в архитектурный ансамбль средневекового еврейского города. Но опять же, почему бы господину Гроссу не поинтересоваться прекрасными инициативами Центра городской истории, немецкого «Общества технического сотрудничества» и Львовской городской администрации по благоустройству и увековечению мест еврейской памяти? Почему львовские собеседники не проинформировали господина Гросса о прекрасном международном конкурсе по увековечению трех важных мест, связанных с трагическим еврейским прошлым? А ведь там также говорится о проекте сооружения своего рода мемориала на «Площади синагог», в который входит и территория «Золотой Розы». Этот первый конкурс оказался на редкость успешным, в нем участвовали архитекторы буквально со всего мира. Компетентное международное жюри отобрало лучшие из лучших проектов. Их макеты выставляли и во Дворце искусств в центре Львова, и в Центре городской истории на улице Богомольца, 6. Событие вызвало большой интерес и подробно освещалась во львовских медиа. И как такой положительный опыт мог пройти мимо внимания журналиста, который специально приехал к нам, чтобы осветить ситуацию с памятью о Холокосте?
В завершение хотел бы поддержать мнение господина Мейлаха Шейхета о безжалостном отношении к историческим памятникам во Львове. Поддерживаю слова о том, что превращение башни бывшего лагеря военнопленных в отель, свидетельствует, по меньшей мере, о неуважении к памяти погибших там людей. Разделяю также мнение, что это просто позорно, когда важнейшие места памяти еврейского народа до сих пор остаются немаркированными в нашем городе. А от себя добавлю, что мне стыдно рассказывать иностранцам, почему до сих пор «сердце» бывшей еврейской общины Львова – площадь Векслярская – по прежнему называется «Колиивщины». Однако не могу полностью согласиться с господином Мейлахом Шейхетом в том, что Холокост продолжается, но только теперь в архитектуре. Да, разрушения – колоссальные, но, может, все же лучше не профанировать память о погибших в Холокосте ...
Василий Расевич, ZAXID.NET
Перевод редакции сайта ЕАЕК
Наверх
|
|