Комментарии и анализ
Выступление Иосифа Зисельса на ЕвроМайдане
|
Председатель Ваада Украины Иосиф Зисельс выступил на Евромайдане в День Достоинства
16.12.2013 15 декабря 2013 года Иосиф Зисельс – председатель Ваада Украины, исполнительный вице-президент Конгресса национальных общин Украины, председатель Ассоциации еврейских организаций и общин (Ваада) Украины, член Хельсинской группы с 1978 года, бывший политзаключенный выступил на Народном вече (Евромайдан) во время Дня Достоинства.
Приводим полный текст выступления. Части текста, произнесенные на украинском языке, переведены редакцией сайта ЕАЕК.
«За нашу и вашу свободу»
Здравствуйте, уважаемая громада!
В 2004 году я стоял на этой самой площади Независимости, на этом же Майдане, на сцене, которая тогда была здесь построена, и думал о том, какая счастливая у меня судьба, я, проведя шесть лет в брежневских лагерях, остался жив, остался человеком и вместе со многими другими друзьями-политзаключенными, к сожалению, не со всеми, дожил до этого момента. Дожил не просто до формальной независимости Украины, а дожил до времени, когда население превращается в украинский народ, а граждане – в политическую украинскую нацию.
С той сцены я обращался тогда к представителям национальных меньшинств Украины, к тем украинским гражданам, которые не являются этническими украинцами, хотя проживают в этой стране столетиями, сохраняя свой язык, культуру, религию и обычаи. Я обращался к ним с призывом выйти на Майдан и сделать вместе шаг к будущей европейской Украине, европейской украинской политической нации.
Я – представитель одного из национальных меньшинств – еврейского, хотел тогда сказать всем присутствующим на Майдане, всей Украине – от имени и других миллионов представителей национальных меньшинств, что мы вместе с вами, вместе с украинцами на пути к будущему. Но я не мог этого сказать, потому что это было бы неправдой.
Тогда, в далеком 2004 года, президентской администрации специальными пропагандистскими технологиями удалось запугать многих граждан-неукраинцев, запугать их искусственно созданным образом украинца – бандеровца, украинца – ксенофоба, украинца – антисемита. Половину граждан Украины эти силы выставили на международное осуждение как фашистов, рвущихся к власти. Тогда провокация не сработала, Майдан победил, хотя многие дезориентированные люди не смогли подняться над своими стереотипами и проголосовать за представителя объединенной оппозиции, за Виктора Ющенко.
Сегодня ситуация в Украине очень похожа на 2004 год, потому что против Евромайдана, против объединенной оппозиции, против нас с вами снова используют те же пропагандистские штампы, нас пытаются поссорить, противопоставить друг другу и столкнуть в искусственном конфликте национальные меньшинства с украинским народом. Но за эти годы, за короткое время Украина и ее граждане стали другими, Майдан изменился и не только за счет баррикад, а больше – благодаря людям, которые на нем отстаивают свое достоинство. Мы уже не такие наивные, как были тогда, мы уже не идеализируем наших оппозиционных лидеров – мы с ними сотрудничаем, осознавая, что они далеко не мессии, а такие же простые люди, как и мы с вами. Мы не очарованы ими, поэтому – не будем разочарованы.
Я вернулся на Майдан и снова мечтаю обратиться к вам, к Майдану, Украине от имени национальных меньшинств с констатацией общности в стремлениях, но ощущение реальности меня останавливает. И поэтому я обращусь сейчас опять к ним, к миллионам граждан нашей страны, к представителям национальных меньшинств. Я мечтаю о том времени, когда смогу обратиться к ним на украинском языке, но еще рано, потому что за 22 года украинской независимости не все из нас, представителей национальных меньшинств, овладели языком народа, среди которого мы довольно неплохо и давно проживаем.
Я пока обращусь к ним на русском языке и надеюсь дожить до времени, когда с ними всеми можно будет разговаривать на единственном государственном языке – украинском.
Уважаемые сограждане, представители национальных меньшинств Украины!
Я один из вас – представителей различных этносов и народов, волею судьбы и истории, оказавшихся в Украине. Нас отличает от украинцев не только этническое происхождение, раса и религия, не только обычаи и традиции, но и то важное обстоятельство, что проживая в Украине, мы в то же время – живем и в своих диаспорах.
Как бы давно части наших народов не поселились в Украине, у большинства из нас всегда остается выбор: мы можем уехать на свою историческую родину или остаться в Украине и разделить судьбу ее народа. И каким бы не был наш выбор, мы должны всегда помнить, что украинский народ лишен такого выбора, он живет в своей стране, и иной родины у него нет и быть не может.
Мы оказались на территории восточных империй (Российской, Австро-Венгерской и Османской) и для того, чтобы выжить в этих империях, выработали своеобразную форму своей идентичности, сохранив во многом ее содержание – религию и обычаи. Характерной чертой данной формы идентичности было – безусловное ориентирование на имперскую власть, на метрополию (на императора, царя, султана, генерального секретаря, президента).
По проверенному столетиями правилу, следуя инстинкту самосохранения общины в диаспоре, мы полагались на власть в самом главном, только власть могла дать или отобрать наши права, а также защитить от неприятностей и даже трагедий в нашей общей истории. Мы стремились к стабильности, потому что в империях только в условиях стабильности, только под защитой имперской власти национальные меньшинства могут спокойно и свободно развивать свою культуру, свои традиции, преемственность поколений, т. е. продолжать себя в будущее.
Всегда ли это правильно? Ведь народы, среди которых мы проживаем, не всегда переживают период стабильного развития. Иногда наступает время перемен, когда народы поднимаются на борьбу за свою национальную независимость, за свои социальные и демократические права. Продолжая ориентироваться на власть, мы – национальные меньшинства – невольно входим в противоречие, а иногда и в конфликт с народом, который живет в своей стране и мечтает о лучшем будущем для нее. Инстинкт самосохранения подталкивает нас к власти, чувства справедливости и сопереживания – часто приводят некоторых из нас и, особенно, наших детей в лагерь союзников с борющимся народом. Так было много раз в нашей истории: в Западной Европе, в Польше, в странах Балтии и Южного Кавказа, и, конечно же, – в Украине.
Такое время перемен сейчас в Украине, и мы вновь, как много уже раз было в нашей истории, стоим перед нелегким выбором: с кем мы, с народом или с авторитарной властью, с честными гражданами или с воровством и коррупцией, следуем инстинктам или – своим чувствам?
Хотим ли мы вернуться в наше евразийское прошлое или – устремиться в европейское будущее, в состояние, в котором живут сегодня страны Европы, расположенные рядом с нами. Мы все, граждане Украины, постоянно общаясь с гражданами этих стран, бывая в этих странах, хорошо знаем, что это, конечно же, не сказочные, идеальные царства, но страны и народы, достигшие своей волей и настойчивостью достойной жизни для большинства своих граждан.
Власть, зная о наших слабостях, о нашей извечной проблеме выбора, опять пытается нас привлечь на свою сторону, запугать «националистами и фашистами», разделить и столкнуть нас с украинским народом, который все увереннее выбирает свое европейское будущее. Власть, используя различные ухищрения и провокации, пытается всех нас затормозить в евразийском прошлом, она пытается развратить наших детей, маня их своей коррумпированной кормушкой, соблазнить возможностями незаконного обогащения.
Выступая в прошлое воскресенье в Берлине на встрече экспертов из многих европейских стран, я попытался объективно осветить ситуацию в Украине и ответить на многие вопросы. В частности, отвечая на вопрос о степени риска и угрозах для евреев и еврейских общин в Украине, я сказал, что риски и угрозы есть всегда. Но ныне в Украине риски и угрозы нападений со стороны протестуючих людей и даже – радикальных групп – минимальны, а максимальную угрозу несут нам провокации власти, которая постоянно организует их с целью реализации силового сценария или введения чрезвычайного положения.
Украинцы очень спокойные и благожелательные люди, особенно во время перемен, во время Майдана. Провокация может быть организована и спровоцирована, где и кем угодно. Главное, чтобы провокация не превратилась в цепную реакцию, и опыт трех недель Майдана подтверждает, что большинство провокаций активисты Майдана гасят сами.
Возвращаюсь к вопросу о вечном выборе, стоящем перед национальными меньшинствами, проживающими в диаспоре.
Не пришла ли пора нам, национальным меньшинствам разорвать этот порочный круг выбора и присоединиться к тем, кто стоит на многочисленных евромайданах Украины. Ведь перед нами стоит не политический выбор, за какую партию или за какого кандидата проголосовать на выборах. Сейчас мы оказались перед выбором между достоинством и приспособленчеством, между свободой и рабством, между прошлым и будущим.
Мужчины и женщины, независимо от расы, национальности и религии всегда хотят только одного – здоровья и счастья своим детям, чтобы дети росли честными и справедливыми людьми, образованными, с чувством собственного достоинства. Пусть каждый из нас спросит у самого себя: можем ли мы этого достичь при такой власти? И не пришла ли пора всем нам, вместе – законным образом поменять эту власть на ту, которая вместе с нами приведет Украину в европейское будущее.
Давайте же все вместе повторим замечательный лозунг нашего общего прошлого: «За нашу и вашу свободу»!
Я с удовольствием возвращаюсь к украинскому языку, будто из прозы в песню, и обращаюсь уже ко всем вам, кто слышит и видит наш Майдан .
Наше имперское коммунистическое прошлое не хочет нас отпускать. Мы еще с ним, с тем прошлым, не рассчитались, не осудили коммунистическую идеологию и многих ее носителей, которые вместе с идеологией принесли народам Украины и многим другим народам насилие и кровь, Голодомор и репрессии, уничтожения национальных языков и культур, религий и традиций. Империя и рабство еще есть почти в каждом из нас, но, выходя на площади Украины, мы вместе выдавливаем их из себя, помогая друг другу.
Основными факторами нашего имперского коммунистического прошлого были ложь и отсутствие права на правду, насилие и отсутствие права на защиту. Мы вышли из империи, но за 22 года независимости было достаточно много лжи, хотя и появилось право на правду. А в ночь на субботу 30 ноября власть продемонстрировала нам свою готовность к насилию и крови, она напомнила нам, что мы еще не свободны в своем государстве, которое вместо права на защиту предлагает нам насилие и ложь, прикрывающие его.
Когда мы, стремясь к свободе, выходим на Майдан, у нас одна цель – совместное достойное будущее. А для того, чтобы достичь этого достойного будущего, нам нужно законным путем поменять власть. Сколько бы не оставалось нам до президентских или парламентских выборов, мы должны дожить до них и вместе обеспечить их прозрачность и демократичность. С действующим правительством мы этого не достигнем. Нам нужно новое правительство, правительство национального единства, который удержит страну на краю пропасти, сохранит целостность, не допустит раздора и войны и подготовит цивилизованные выборы без фальсификаций и использования административных ресурсов.
До тех пор , пока у нас нет такого правительства, у нас остается только одно мирное оружие – площади, которые могут перерасти во всеукраинский Майдан, в бессрочную кампанию гражданского неповиновения!
3000 лет назад мой народ шел от рабства к свободе 40 лет.
Нам – народу Украины – осталось уже недолго!
Только вместе! Боритесь – поборите!
Слава Украине!
От редакции сайта eajc.org. Данная публикация отражает исключительно авторскую позицию и не является официальной точкой зрения Евроазиатского еврейского конгресса.
Наверх
|
|