4 июля после продолжительной болезни умер художник Олег Петренко (Перец), один из основателей знаменитой концептуалистской группы «Перцы». Об этом сообщил
«Артгид».
Олег Петренко дебютировал на московской художественной сцене в 1984 году на выставке «Москва – Одесса» в галерее APTART. С 1985 по 1999 год работал вместе с художницей Людмилой Скрипкиной в составе группы «Перцы». В середине 1980-х Петренко и Скрипкина переехали в Москву, где работали в легендарном художественном скоте в Фурманном переулке. Работы группы находятся в многочисленных музейных и частных собраниях, среди которых Еврейский музей в Нью-Йорке, Музей Джейн Вурхис Зиммерли (коллекция Нортона и Нэнси Додж), коллекция Виктора Пинчука и другие.
В июне 2014 года был проведен благотворительный аукцион в поддержку художника, вступительный текст к каталогу аукциона написала искусствовед Александра Обухова: «Олег Петренко – из тех художников в истории современного русского искусства, которых надо знать. И по имени, и по званию. Он – тот самый Перец. Тот, без кого не обходилась ни одна уважающая себя выставка русского искусства конца 1980-х – 1990-х годов. Родился Олег в 1965 году в Одессе. Усилиями судьбы и стараниями друзей он стал частью мощного десанта «одесской волны», накрывшей подпольную художественную Москву в середине 1980-х.
Его первое появление на столичной арт-сцене связано с выставкой «Москва – Одесса», прошедшей в 1984 году в галерее APTART. Работы Перца уже тогда покорили придирчивых снобов-москвичей гремучей смесью эстетской холодности и термоядерного заряда панковского сарказма. Всем запомнились, запали в душу, например, его супрематические композиции, выполненные красной краской на женских гигиенических прокладках советского производства. К моменту перемещения из Одессы в Москву, в мастерские на Фурманном, Перец уже работал не один, а с Милой Скрипкиной. Художественно-матримониальному союзу было присвоено его имя – группу назвали «Перцы». Перцу полагается быть горячим, острым. Таким он был, таким он и остался: артистичный, злой на язык, веселый, свободный и умный.
В модной среде авангардистов тогда, в конце 1980-х годов, они с Милой производили на новичков неизгладимое впечатление – все ими восхищались, многие обожали, по крайней мере – уважали, а некоторые даже боялись. Их узнаваемый стиль – квинтэссенция эстетического коктейля, получившего на звание «одесский cool». Это соединение несоединимого, изобразительный оксюморон, микс концептуализма и «новой волны»: аналитическая холодность таблиц, покрывавших картины и объекты «Перцев», компенсировалась полной бессмыслицей табличного содержания. Агрессивная визуальность работ группы совмещала иррациональную расслабленность, приближенную к состоянию нирваны, и сюрреа листическую напряженность по-революционному смещенных смыслов. Группа распалась давно, в 1999 году. Перец с тех пор работает соло.
В конце июня на «Винзаводе» в Москве прошел благотворительный аукцион для сбора средств на лечение Олега Петренко, пишет
Colta.ru. Больше 50 художников пожертвовали для аукциона в общей сложности 76 своих работ.