Ученые недавно обнаружили медное шило в погребальной яме периода среднего медного века (халколит, энеолит, медно-каменный век, приблизительно IV–III тысячелетия до н. э.) в Иорданской долине в Израиле. Эта находка свидетельствует о том, что выплавленные изделия из металла встречались в регионе раньше, чем считалось – уже в VI тысячелетии до нашей эры.
Результаты последнего исследования указывают на то, что такие предметы экспортировалось издалека, вероятно, с Кавказа. Место находки подтверждает высокое социальное положение захороненного человека. Это редкое открытие говорит о том, что металлургия первоначально пришла в южный Левант через обменные сети, и только несколько веков спустя здесь появилось местное производство. Медное шило, самый ранний металлический предмет, найденный в южном Леванте, указывает, что тщательно продуманная металлургия позднего медного века развилась из более древней заимствованной традиции, сообщает
Km.ru со ссылкой на
PLOSоne.
Ученым уже давно известно, что металлургия на древнем Ближнем Востоке зародилась в южной части Леванта во второй половине V тысячелетия до нашей эры. В пещере Нахаль Мишмар находили медные артефакты, а в пещере Нахаль Кана – золотые кольца. Несмотря на многочисленные исследования, в металлургии южного Леванта в эпоху медного века осталось множество «темных пятен». Ученым не удавалось однозначно выяснить происхождение материалов, место, где изготавливали артефакты и динамику производства. Вопросы растут как снежный ком, а в связи с недавними открытиями, придется пересмотреть часть истории.
К юго-востоку от Бейт-Шеана ведутся археологические раскопки в рамках проекта Тель Цаф. В 2004–2007 годах раскопками руководил Йосеф Гарфинкель, профессор Еврейского университета в Иерусалиме. Стоянка Тель Цаф появилась около 5100–4600 лет до нашей эры в эпоху так называемого среднего медного века – малоизвестного периода в археологии Леванта, сообщается в Past Horizons.
Изучая глиняные останки древних строений, ученые обнаружили придворные здания с прямоугольными и круглыми комнатами, а также и зернохранилища и различную кухонную утварь. Два из четырех захоронений находились внутри зернохранилища. В придворных сооружениях хранилось 15–30 тонн зерна, гораздо больше, чем требуется для годового питания одной семьи. Такое количество припасов кажется удивительным для стран древнего Ближнего Востока.
Также археологи обнаружили более 2500 бус из скорлупы страусиных яиц, обсидиан из Анатолии или Армении, четыре Убайдских глиняных черепка, привезенных из северной Сирии или Месопотамии, а также нильские ракушки, привезенные из Египта. Находки завезены из разных уголков мира и сильно отличаются друг от друга.
Ученых заинтересовало медное шильце, найденное в могильнике около скелета 40-летней женщины. Оно похоже на удлиненный медный штифт округлой формы. Его длина составляет 41 миллиметр, максимальный диаметр (около основания и в середине) – 5 миллиметров, диаметр на конце - 1 миллиметр. Из-за окисления, шильце снаружи позеленело, а внутри оно имеет красноватый оттенок. Узкий наконечник и останки деревянной ручки позволяют судить о том, что предмет вращали во время работы, использовали, вероятно, как шило. К сожалению, оно полностью проржавело, поэтому выяснить структуру металла и область применения ученым не удалось, зато благодаря спектральному анализу удалось определить состав металла.
Исследования показали, что шильце сделано из ископаемых олова и меди. Его завезли с дальних земель (возможно, с Кавказа) в долину реки Иордан по торговым путям. Обсидиан, каменные артефакты и прочие товары из Армении, Анатолии и Сирии перевозили по Левантийскому коридору. Это говорит о высоком положении людей, живших в строениях, где были сделаны находки. Вероятно, это были семьи или группы людей, которые контролировали местное земледелие и распоряжались зерном, а также участвовали в междугородной торговле.