20 июля исполнилось 75 лет со дня рождения Алексея Германа. Его не стало в феврале нынешнего года, и от этой потери кинематографический цех не оправился, да и оправится ли?.. Герман был личностью противоречивой, а в последние месяцы жизни вдобавок вынужденно участвовал в дискуссиях по поводу будущего родной студии «Ленфильм» – и приобрел, кажется, еще больше оппонентов. Германа боготворили, перед Германом трепетали. С Германом яростно спорили, ссорились. О Германе складывали мифы и легенды. Но всем всегда было ясно, что Герман – наш человек на мировом киноолимпе, его имя давно произносят в ряду коронованных классиков: Тарковского, Параджанова.
Алексея Юрьевича нет с нами уже полгода, но премьера его новой картины еще впереди. Сын Алексей Герман-младший и супруга, соратница Светлана Кармалита доводят фильм по повести братьев Стругацких «Трудно быть богом». Объявлено, что картина примет участие в одном из грядущих мировых фестивалей. Гадать – неблагодарное дело, но можно предположить, что фильм покажут в Венеции.
Черновую версию ленты видели в Москве гости специального показа, приуроченного к юбилею «Новой газеты». Такова была воля Германа – подарить эскиз кинополотна сотрудникам, друзьям этого издания. Сам он не дожил до показа, но план воплотили в реальность близкие. Говорить об увиденном как о фильме некорректно, но нельзя не проникнуться масштабом, философией замысла – такие отклики в основном довелось услышать.
Итак, ждем премьеру фильма Алексея Германа «Трудно быть богом». Хотелось бы, чтобы в прокат вышел и документальный фильм Антуана Каттина и Павла Костомарова «Плейбек» – про то, как Герман снимает «Трудно быть богом». Это уникальное наблюдение и размышление о том, каким же был Герман.
Разным он был – такое впечатление складывается после просмотра «Плейбека», и это правда, пишет
«Независимая газета». Тиран и провидец, капризный ребенок и большой художник. В судьбе авторов «Плейбека» (а Каттин, на минуточку, швейцарец) встречи с Германом определили многое. Все дело в масштабе личности. Многим начинающим режиссерам Герман заслоняет небосклон, так силен гипноз его кинематографа. «Плейбек» – еще и история преодоления обожания, поклонения. Может, должна притупиться боль утраты, и тогда даже многие друзья, единоверцы и последователи великого режиссера примут документальную правду о своем гуру.