В театре имени Ермоловой начинаются «Полеты с ангелом». Спектакль по пьесе Зиновия Сагалова, рассказывающий о сложной картине жизни художника Марка Шагала, поставил Сергей Юрский. Он же исполняет в постановке сразу девять ролей. По несколько ролей играют и остальные актеры – таково обязательное требование Юрского-режиссера. Личность и творчество Шагала располагает к экспериментам – «Полеты с ангелом» предлагают оригинальный подход к освоению сценического пространства, рассказывают «Новости культуры» на телеканале
«Культура».
Сцена как будто в обломках картин. И лестница, уходящая в небо. С этой лестницы, едва только откроется занавес, он сойдет, упадет на землю. За два часа спектакля зритель так и не увидит ни одной картины Марка Шагала. Только намеки на них – белый воротничок на супруге Белле, скрипач, двое влюбленных, готовых взлететь.
«Мы не собирались показывать картины, перечислять заслуги, говорить о трудностях путем перечисления этих трудностей. – рассказывает Сергей Юрский. – А попробовали эмоционально рассказать эту длинную-длинную жизнь».
Рассказ с абсолютно нарушенной хронологией. Вспышки памяти. Сергей Юрский признается: меньше всего хотелось превращать спектакль в лекцию о Шагале. Хотя документально в этой постановке практически все. Пьесы биографические – излюбленная форма украинского драматурга Зиновия Сагалова. Живущий в Германии, он в дни премьеры специально приехал в Москву.
«Близка мне тема художника и власти, – признается Зиновий Сагалов. – Многие сгибаются, теряются, Шагал как был Шагалом, так и остался».
Сын грузчика из рыбной лавки, его картины вопреки всем правилам выставят в Лувре еще при жизни художника. Переживший две эмиграции, голод, революцию, фашизм, в этом спектакле он предстает кающимся. Просит прощения у матери, у любимой женщины и в конце – у неба.
Вся пьеса написана стихами. Ритм, отмечает Юрский, для него едва ли не главная составляющая этой постановки. Его отбивает оркестр на сцене, потом толпа – сначала советских революционеров, затем – туристов в Лувре.
«Это ведь шекспировский стих – очень легкий, он рифм не требует, он не укачивает одинаковостью, это просто вьется мысль, – говорит Сергей Юрский. – Играть пьесу в стихах для зрителя, который сегодня от этого отвык, да и вообще так писать не модно – это эксперимент».
Эксперимент и над актерами. Все они играют в этом спектакля сразу несколько ролей. Сам Юрский перевоплощается девять раз. Он и витебский учитель, и Луначарский, и, конечно, Шагал – девятилетний мальчик и 98-летний старик.
«Вот это удивительное попадание, удивительное ощущение, что я вот другого сейчас не вижу, кроме Юрского, начиная с его гениального появления, когда он под лестницей лежит и кончая его тоже гениальным уходом», – говорит Зиновий Сагалов.
Примерно год этот спектакль будут играть только для московских зрителей. После в планах Сергея Юрского отправить в «Полеты с ангелом» публику Белоруссии, Франции, Израиля и США. Осталось только подготовить переводы.