Мировые новости
Яков Шапиро. Корабль. 50-е. Бумага, гуашь
|
В рамках юбилейного фестиваля «Французская весна» в Национальном художественном музее Украины открылась выставка произведений Як
15.04.2013, Культура В рамках юбилейного фестиваля «Французская весна» в Национальном художественном музее Украины открылась выставка произведений Якова (Жака) Шапиро из частных коллекций, сообщает на сайте life.pravda.com.ua искусствовед Татьяна Кочубинская.
Жизнь и творческая деятельность художника тесно связаны с Киевом, Харьковом и Парижем.
Что можно сказать об этой выставке? Хороший художник. Приятная экспозиция. Красивый альбом. Но достаточно ли этого для характеристики выставочного проекта? Ведь именно выставка является основой музейной коммуникации, но сегодня, пожалуй, недостаточно осуществления такой коммуникации всего лишь посредством «голого» показа работ, модель «зритель – произведение» недостаточно эффективна.
Механизмы организации и проведения выставки напоминают подобный проект Киевского национального музея русского искусства, а именно выставки Жана Песке, проходившей в музее в 2011 году.
В сегодняшнем случае мы видим эмигранта с Украины Якова, ставшего Жаком, в прошлой выставке Ивана, ставшего Жаном, в названии фигурировал «диалог культур», здесь «Киев – Париж»; в обеих выставках подспудно прочитывается стремление вернуть «незаслуженно забытое имя украинского художника» в международный обиход.
Собственно на этой диалектике и строится повествование выставки и рекламная кампания.
Такая «реституция» предоставляет возможность коллекционерам показать работы из собственных собраний в ведущем музее страны. Ведь проходя апробацию музейными стенами, вещи из частных собраний приобретают иной статус.
Также хотелось бы упомянуть позиционирование Шапиро как представителя «Парижской школы», ведь именно это придает больший вес его имени, а также гарантирует большую заинтересованность зрителя, что является естественным PR-ходом со стороны музея.
Однако сам художник попал в Париж в 1925 году, период, обозначенный Михаилом Германом как «сумерки Монпарнаса».
В действительности расцвет «Парижской школы» приходится на период с 1900-х гг. до Первой мировой войны. 1920-е гг., период между двумя мировыми войнами, способствовал формированию нового мировоззрения, появлению новых течений в искусстве.
Шапиро, приехавший в Париж и застав уже затихание знаменитого «Улья», очень условно может быть назван представителем «Парижской школы».
Если же не привязываться к временным рамкам, а воспринять Парижскую школу как нечто большее, чем место и время, снова же цитируя Михаила Германа: «Парижская школа не только искусство определенного места и времени, но и стилистика жизни», то даже в такой трактовке личная история художника в трех экспозиционных залах не рассказана.
Хотя музей уже не раз демонстрировал свой потенциал в создании убедительных персональных историй. «Марк Эпштейн. Возвращение мастера» яркий тому пример.
Хотя сами по себе работы Шапиро, отличающиеся декоративностью, яркостью цветовых пятен, насыщенными ритмами и энергией, являются хорошим примером модернисткой живописи.
Работы, экспонирующиеся на выставке (преимущественно 1950-х годов), показывают разнообразие жанров и техник, в которых работал художник, и дают представление о его творческом методе.
Во многих работах Шапиро разрабатывает принцип аппликации и коллажа, что он, возможно, позаимствовал из своей практики работы в театре. В потоке бурных, даже стихийных жанровых картин, отличается поэтический ряд «Девушка с лилиями», «Свадьба» и «Поклонение».
Ввиду отсутствия музейных собраний мирового масштаба и возможностей ознакомиться с мировым наследием, подобные выставки восполняют пробелы визуального опыта, который сложно развивать в небогатой на события культурной жизни.
Выставка продлится до 4 мая 2013 года.
Наверх
|
|