В Санкт-Петербурге 29 марта со второй попытки открылась выставка «Icons» куратора Марата Гельмана, которая будет работать около месяца в выставочном центре «Ткачи». Экспозиция, успевшая побывать в Краснодаре и Перми, завоевала репутацию скандальной, а сам Гельман, пытавшийся почти год выстроить диалог между искусством и церковью, из-за нее был окрещен безнравственным богохульником. Специально для
«Ленты.ру» фотограф Сергей Максимишин побывал на открытии выставки, в действительности исследующей икону как художественный феномен – и убедился, что в культурной столице ее встретили в целом культурно.
Выставка «Icons» изначально должна была открыться в Петербурге в ноябре 2012 года, однако принимающая сторона в лице фонда поддержки современного искусства «Рицорди», видимо, испугалась скандальной славы экспозиции, ставшей, по сути, символом борьбы с мракобесием. Фонд «Рицорди» попросил перенести проведение выставки. Однако Гельман, постоянно подчеркивающий, что «Icons» никого не оскорбляет, а исследует взаимоотношения художника с сакральными образами, решил отменить ее вовсе. Осенью 2012 года фонд «Рицорди» решил, что в Петербурге не самая благоприятная атмосфера для «диалога между искусством и церковью» – в городе уже вовсю боролись с пропагандой гомосексуализма, запретили «Лолиту», а также активизировались казаки, которые с особым рвением перекрывают кислород всему якобы «антирелигиозному».В 2012 году до своего несостоявшегося открытия в Петербурге выставка успела побывать в Перми, где прошла очень успешно, и произвести фурор в Краснодаре. Именно на Кубани она прославилась на всю страну – теплым отзывам людей, посетивших экспозицию, предшествовали обвинения в оскорблении верующих со стороны православных активистов. Официальное открытие «Icons» было сорвано, Марата Гельмана «прогоняли вон с Кубани», потому что вместе с ним идут «зло, разрушение и растление души», и даже плевали куратору в лицо. Против экспозиции выступили представители Ставропольской и Невинномысской православных епархий, а Екатеринодарская и Кубанская обозвали Гельмана отрицательным отмером для православия. В Петербурге православная общественность в итоге встретила «Icons» иначе, хотя еще за несколько недель до открытия проходили протесты представителей «Народного собора», партии «Родина и «Профсоюза граждан России», а куратора в очередной раз назвали деятелем псевдокультуры.Однако в конечном итоге Марат Гельман добился значительного успеха в выстраивании диалога между миром художественным и миром религиозным: по его словам, один из сопроводительных текстов для экспозиции написал Всемирный православный собор (вероятно, имеется в виду Всемирный русский народный собор – прим. «Ленты.ру»).На открытии в Петербурге не было казаков и драк, всего несколько человек с плакатами, только, наоборот, в поддержку современного искусства и свободы творчества. Власти скандальной экспозицией не заинтересовались. Идея выставки «Icons» возникла после того, как Марат Гельман приехал в Краснодар, где религия оказалась запретной темой для местных художников. Экспозиция «Icons» была сформирована из работ собрания Пермского музея современного искусства. Для Петербурга Гельман пополнил выставку новыми работами. Сюрпризом стало произведение Дэмиена Херста The Holy Trinity. Достаточно известная работа модного британца по-новому прозвучала в контексте «Icons».Всего на выставке представлено около 60 работ 25 современных русских художников первого ряда – от Дмитрия Гутова до Анатолия Осмоловского и Гора Чахала, размышляющих о феномене иконы и исследующих принципы иконографии.В день открытия выставки в Петербурге Марат Гельман объявил, что на основе «Icons» собирается открыть целый музей, который если и появится, то не в Москве. И это точно станет культурным событием.