Мировые новости
Ежи Гофман. Фото segodnya.ua
|
Ежи Гофману исполняется 80 лет
15.03.2012, Культура Сегодня исполняется 80 лет Ежи Гофману – всемирно известному польскому режиссеру и сценаристу, чьи жизнь и творчество неразрывно связаны с историей его родной страны – Польши. «Если бы я не пошел работать в кино, – говорит о себе режиссер, – я бы стал историком». Тогда бы сокровищница классического польского кино лишилась бы одних из лучших своих творений. В фильмографии Гофмана десятки документальных и художественных фильмов. Многие из них служили поводом для широкого обсуждения в прессе, вызывали горячую критику, становились событием культурной жизни Польши и удостаивались многочисленных международных наград на кинофестивалях в Брюсселе, Венеции, Мюнхене, Москве и Кракове. Ежи Гофман экранизировал историческую трилогию классика польской литературы Генрика Сенкевича «Пан Володыевский», «Потоп», «Огнем и мечом», прославившую своих актеров и высоко оцененную публикой.
Ежи Гофман родился в первой половине прошлого столетия, 15 марта 1932 года, в городе Кракове. Он происходит из семьи врачей еврейского происхождения. Предки его матери – раввины – пришли из Испании в Польшу в XVI веке, спасаясь от инквизиции. Детство провел в Горлицах.
В возрасте 8 лет (1940) был вывезен вместе с семьей в Новосибирскую область России, где они жили в лагере «спецпереселенцев» и работали на заготовке леса. Там умерли дед, бабушка, сестра бабушки и дядя Ежи Гофмана. После нападения Германии на СССР и восстановления дипломатических отношений Москвы с польской эмиграционной правительством семья Гофманов была амнистирована. В 1943 году отец Е.Гофмана пошел воевать с немцами, а после окончания войны направил семье вызов в Польшу. В июле 1945 г. Ежи Гофман уже был в Варшаве.
Несмотря на перенесенные тяготы и лишения, ссылка спасла семью от неминуемой гибели. Все оставшиеся в Польше родственники были убиты немцами во время Холокоста. Как сказал тогда отец Ежи Гофмана, сыгравший в жизни будущего режиссера особую роль (ведь именно он прислал ему с фронта трилогию Сенкевича, экранизации которой Ежи посвятил всю жизнь, и это по его военным рассказам снят фильм «До последней капли крови»), «помни, если мы с тобой пережили Сибирь, это только благодаря маме, которая на спине своей вынесла все, которая в самые трудные времена верила, что мы вернемся».
Вернувшись в Польшу, Гофман увидел Варшаву, которой не было. На месте города лежали руины. Не осталось ни одного целого здания. Люди искали друг друга и оставляли на развалинах записки «Я тут, я выжил». Но, несмотря на весь ужас послевоенного времени, поляки «сходили с ума от счастья», писали стихи…
Родители хотели, чтобы он стал врачом, но Ежи интересовался кино и мечтал стать режиссером. Особенно привлекали его батальные сцены. Тогда он попросился в Москву, написав заявление со следующим содержанием: «Очень прошу выслать меня на учебу в Москву, в Институт марксизма-ленинизма, а если это невозможно, тогда во ВГИК». Так, в 1950 году Гофман попал в институт кинематографии. Учиться было непросто. Один из его педагогов Михаил Чиаурели говорил им, студентам: «Профессия кинорежиссера – вторая после профессии летчика-испытателя. Она требует лошадиного здоровья и психовыдержки. У кого нет психовыдержки, меняйте профессию».
На вопрос – в чем секрет успеха своих лент – Ежи Гофман отвечает: «Я делаю фильмы о больших страстях, о любви, которая вечна, о ненависти, о борьбе за власть, о ревности».
По сообщениям информагентств
Наверх
|
|