Мировые новости
Иерусалим не просто город
06.06.2011, Культура В Фонтанном доме проходит выставка фотохудожника Дмитрия Брикмана, ленинградца по рождению, живущего ныне в Израиле. Выставка называется «Иерусалим не просто город». Как сообщает информационный портал еврейской религиозной общины Санкт-Петербурга, экспозицию составили портреты, жанровые снимки, пейзажи. Необычная техника – фотокартины на полотне, в сущности, являют живописные полотна, где яркие психологические портреты чередуются с сакральными местами, которыми так богат город трех религий...
Это Иерусалим. Это особый город, или лучше сказать, сакральное пространство, где сходятся все мечты мира, все упования, независимо от того, какую авраамическую религию исповедует человек. Едва заходишь в выставочный зал — тебя обступают глаза. Детские огромные глаза, в которых отражается вся суть мира — и глаза взрослые: вопрошающие, взыскующие, молящие, порой укоряющие, строгие, даже злые... Каждый портрет — новелла о человеке. За сиюминутным состоянием художник читает судьбу, характер, стремления персонажа. Вот старая женщина приложила руку к Стене, и столько в ее лице радостной надежды на счастье — не ее, а скорее детей и внуков, обретших свою землю, где никто не посмеет их унизить... Вот молодое прекрасное лицо чистой голубицы у той же Стены: глубочайшая сосредоточенность молитвы, ладони приникли вплотную к святыне, и вся она — молитва.
Фотохудожник Брикман — настоящий психолог, философ, глубоко проникающий в души людей, и при этом тонкий наблюдатель, который умеет обыграть деталь так, что картина становится философской притчей.
Вот молящийся иудей прислонился к стене, на которой видится какая-то горбатая тень... многозначительно, многозначно. Вспомнились письмена на стене, например, на пиру Валтасара; древние были чувствительны к знакам, символам, и всюду им высвечивались надписи, линии и знаки. Да что говорить, если сами буквы еврейского алфавита священны и за каждой таинственно просвечивает собственное значение... Пространство и предметы были для древних сакральны; но и сегодня имеющий глаза да видит! Вот Стена плача вздулась мощным шаром (так показывает объектив) — и видится земной шар в этом могучем вздутии. И мы понимаем: чаяния молящихся здесь людей — это чаяния всех людей мира, ведь все мы сделаны из одной и той же глины... А колонны христианского храма напоминают рога священного рога шофара, сзывающего иудеев на молитву. И не надо слов, чтобы понять опять-таки, что вера людей и мольба о счастье едины для всех религий...
Вот молящиеся мусульмане, как их много, ряд за рядом... И не в этом ли суть мусульманской веры, где еще не вполне выделился индивид, где сильна именно вера в массу. Впрочем, мастер дает и индивидуальные портреты верующих мусульман; в них истовость, древняя страсть. И каждая деталь красноречива: шапка на мусульманине просто настоящий купол знаменитой мечети Омара! А вот натруженные руки простого работяги на мусульманском базаре — и прекрасные бронзовые узкогорлые кувшины, и разноцветные бусы, снятые крупно отдельными картинами, где они выплетают древний и прекрасный, как мир, восточный узор.
Большая серия молящихся иудеев. Крупным планом лица, лица... У Стены плача и за чтением Торы, старцы и дети. Вот этот молящийся в пароксизме страсти — он требует что-то от Отца, не просит, а именно нетерпеливо требует: еврейский народ со своим Отцом порой чуть ли не запанибрата. Интимное отношение к миру, свойственное, (как мне кажется) еврейству, сказывается в отношении к своему Б-гу. Да, молятся по-разному, но всегда это глубокая вера в Отца, в Того, Кто может все разрешить, кто справедлив и милосерд. И это не просто трогает до слез — это вселяет в смотрящего надежду, что род людской не погиб и будет жить, пока жива вера...
Наверх
|
|