Мировые новости
Антон Шмид. Фото Wikipedia
|
Память о праведнике мира австрийце Антоне Шмиде будет увековечена в Вильнюсе
22.05.2011, Холокост В конце сентября на Антакальнисском кладбище Вильнюса будет увековечена память о служившем в армии нацистской Германии и спасавшем евреев австрийце Антоне Шмиде, который был признан Праведником мира.
«Шмид – важен, поскольку он является одним из немногих, кто служил в нацистской армии и смог сохранить сознательность. Он был достаточно смел для того, чтобы поступать согласно своей совести, а не так, как велела преступная нацистская система. Он даже пожертвовал своей жизнью», – заявил в пятницу BNS посол Австрии в Литве Гельмут Коллер, сообщает «Литовский курьер».
В пятницу в память о Шмиде Центр толерантности Государственного Вильнюсского еврейского музея им. Гаона и посольство Австрии в Литве организовали просмотр фильма «Сержант Шмид».
23 сентября – в День памяти жертв геноцида в Литве, на Антакальнисском кладбище, где похоронен Шмид, будет открыта памятная доска.
«Сами немцы арестовали его за спасение евреев, он был расстрелян. Как предатель он был похоронен вместе с другими погибшими немецкими военными на кладбище в парке Вингисе. Он был перезахоронен на Антакальнисском кладбище. Точное место его захоронения не известно, лишь приблизительное», – сказала пресс-секретарь посольства Даля Фредт.
По ее словам, президент Австрии Хайнц Фишер пожелал, чтобы в Литве была увековечена память о Шмиде, кроме того, посольство заинтересовано в том, чтобы его имя было известно жителям Литвы.
Гражданин Австрии Шмид во время службы сержантом Вермахта в рядах Германской армии в 1941–1942 годах спас сотни евреев Вильнюсского гетто,
Справка
Антон Шмид родился в Вене в 1900 году. С началом Второй мировой войны его призвали в немецкую армию. Шмид служил сначала в Польше, а после вторжения Германии в СССР в 1941 году – на оккупированных территориях Советского Союза. Он находился в Вильно (Вильнюс) и командовал Versprengten-Sammelstelle – воинской частью, ответственной за перераспределение солдат, отставших от своих частей. Штаб-квартира Шмида располагалась на железнодорожной станции. Как и другие, он стал свидетелем преследований и убийства виленских евреев. До многих в гетто доходили слухи об австрийском солдате, который хорошо относится к евреям. Это был Шмид, использовавший любую возможность помочь евреям. Он нанимал их рабочими в свою военную часть, некоторых снабжал документами, других освобождал из печально известной тюрьмы Лукишки, использовал армейские грузовики для переправки евреев в более безопасные места, и даже пошел настолько далеко, что укрывал евреев в своей квартире и в кабинете.
Герман Адлер и его жена Анита были членами сионистского движения в Вильно. Когда Адлеру стала угрожать опасность, Шмид спрятал его вместе с женой в собственном доме. По просьбе Германа Адлера, Шмид встретился с Мордехаем Тененбаумом (Тамаровым), одним из лидеров молодежного движения «Дрор». Впоследствии солдат Вермахта и еврейский сионистский активист подружились, и Шмид начал помогать еврейскому подполью.
Неоднократно он использовал военный транспорт для тайной перевозки евреев из Вильно, где опасность была больше, в места, относительно спокойные; он переправлял членов движения сопротивления из Вильно в Белосток и даже в Варшаву; он помогал установливать контакты между группами еврейского подполья из разных населенных пунктов, передавая сообщения и переправляя активистов. В октябре 1941 года немцы выдали евреям-специалистам 3 000 удостоверений желтого цвета. Каждое из них гарантировало жизнь его обладателю и трем членам его семьи. Остальные евреи подлежали уничтожению. Шмид позаботился о том, чтобы его еврейские рабочие получили как можно больше удостоверений, а остальным помог выбраться из Вильно.
Во второй половине января 1942 года Шмид был арестован и обвинен в государственной измене. Военный суд признал его виновным и приговорил к смертной казни. В апреле 1942-го приговор был приведен в исполнение.
Перед казнью, из тюремной камеры Шмид написал письмо жене: «Я поступал так, как должен поступить человек, и не желал причинять вреда никому».
Наверх
|
|