С 1 декабря 2010 года по 30 апреля 2011 года в Музее Израиля в Иерусалиме будет представлена одна из важнейших частных коллекций лицевых рукописей и печатных книг на иврите в рамках выставки «Путешествие сквозь еврейские миры», информирует российский сайт
ratanews.
Для Израиля это первая выставка, на которой можно познакомиться с экспонатами замечательной библиотеки швейцарского коллекционера Рене Брагинского, которая включает в себя как экземпляры, датирующиеся VI-VII веками, например, амулет Шма Исраэл (Слушай, Израиль), так и образцы начала XX века, например, Самаритянская ктуба (брачный договор) из города Шхема. Коллекция будет показана в Израиле в рамках международного тура, который включает такие города, как Амстердам и Нью-Йорк. В Музее Израиля ее дополнят соответствующими экспонатами из собственных коллекций Музея иудаики и еврейской этнографии, предоставляя посетителям возможность насладиться яркой художественной еврейской культурой.
На выставке представлено 120 работ из Германии, Голландии, Италии, Испании и Израиля, охватывающих более чем двухтысячелетнюю историю. Посетители выставки смогут познакомиться с творчеством крупнейших еврейских художников, переписчиков и просветителей, многие из которых не известны в широких общественных кругах.
Среди экспонатов амулет путешественника Шма Исраэл, датирующийся VI–VII вв. н.э., на котором написаны ранние и довольно необычные сочетания библейских стихов. Он представлен в одном ряду с важными экспонатами из коллекции Музея Израиля – отрывком из Книги Исаии, Кумранских рукописей, которые датируются I в. до н.э. и являются одним из старейших дошедших до нас текстов, а также страницей из Кодекса Алеппо, самой ранней из всех известных библейских рукописей на иврите, выполненной в Средние века. Амулет является важным и редчайшим свидетельством того, что в «период молчания» между созданием Кумранских рукописей и самыми старыми из сохранившихся средневековых рукописей все-таки в тех или иных формах существовал еврейский библейский текст.
Одна из наиболее необычных рукописей конца XIX века – Агада Бутона (Bouton Haggadah), переписанная и декорированная французским художником Виктором Бутоном. Каждая страница содержит геометрический орнамент, выполненный в сине-золотых тонах, который может соперничать с произведениями мастеров персидской школы рукописей XVI века.