Мировые новости
Украинский историк опубликовал книгу по истории Биробиджана
26.05.2010, Евреи и общество Украинский историк, заведующий отделом еврейской истории и культуры Института политических и этнонациональных исследований НАН Украины, не случайно заинтересовался Биробиджаном, ведь из 3231 «добровольных» переселенцев, отправленных в Биробиджан в первый год его существования как «национального района», более 50% было украинскими евреями. В следующем, 1932 году, из 6200 человек почти 40% снова были из Украины.
До сих пор историки не знают, готовил ли уже тогда прозорливый Сталин таким образом базу для последующей депортации всех евреев, (кстати, осуществить таковую в 1953 году помешала лишь смерть тирана), не любят они говорить и про его приказ не позволять евреям Польши и Чехии и других растерзанных тоталитарными режимами европейских стран, находить убежище от гитлеровских палачей на оккупированной Советским Союзом территориях Бессарабии, Западной Украины и Западной Белоруссии.
Тогда многих вводило в заблуждение и декларируемый добровольный характер переселения и то, что евреи, отправленные в Биробиджан, все же не были формально ни лишены, ни ограничены в правах, как их уж понимали в стране победившего социализма. Даже некоторые евреи были в восторге, так, например, Заремба приводит слова Р. Брайнина - одного из самых известных и уважаемых общественных деятелей Америки, сказанные им на праздничном заседании по случаю принятия постановления об образовании ЕАО: «Я убежден, как человек и как еврей, который верит в конечную победу социалистической справедливости на основе тех принципов, на которых был основан Советский Союз, что декларация о Биробиджане является мировым событием огромного значения».
Впрочем, и в наши дни можно встретить высказывания что, мол, «за Биробиджанским проектом не только историческое прошлое, которым можно гордиться, но и будущее сотрудничество, взаимопомощь народов наших стран». Так, например, Виктор Горелов, рецензируя для АЕН труд Александра Зарембы, пишет: «Биробиджанский проект, по мнению Зарембы – квинтэссенция энергии и дерзости, солидарности и взаимопонимания. Для того, чтобы оценить стойкость и волю, веру в свою правоту, которой обладали современники проекта, необходимо вернуть историческую память, перевести, издать и проанализировать огромный пласт исторических свидетельств эпохи» (Эти же слова, наверное, можно применить и к ГУЛАГу, каналам, депортациям и прочим достижениям энергичных и дерзновенных коммунистов).
Автор монографии прямо пишет «В то же время многие города – впоследствии столицы автономных республик и областей России изначально задумывались как центры русской колонизации» С другой стороны А. Заремба пишет, что именно Украина была не только источником волн колонизации (как еврейской, так и украинской), которые определили облик региона, но и центром духовного развития для евреев Советского Союза вплоть до разгрома еврейской советской культуры в конце 1940-х годов. Вероятно, к таковой следует отнести и фильм 1936 года «Искатели счастья», который можно считать шедевром художественной агитации и пропаганды советской модели дальневосточного «решения еврейского вопроса».
Сегодня в Биробиджане, который все еще носит официальное название Еврейской Автономной области, живет 189 тысяч человек, из которых евреев 2327 (1,2%) (правда, это по данным так называемой «переписи РФ»). Впрочем, хотя в Биробиджане есть как минимум 34 еврейские организации, но местный «портал органов государственной власти» честно признается, что активно действующих общин – только две. Тем не менее, история анти-Палестины стала частью еврейской, и не только еврейской, истории.
djc.com.ua
Наверх
|
|