Мировые новости
Йона, выходящий из чрева кита в Хайфском порту
|
Выставка классика нонконформизма Абезгауза открылась в Русском музее
16.10.2009, Культура 14 октября в Мраморном дворце открылась выставка Евгения Абезгауза, являющаяся своеобразной ретроспективой и охватывает основные периоды творчества художника. На экспозиции представлено 36 живописных работ из разных циклов.
Евгений Абезгауз родился в 1939 году в Ленинграде в типичной интеллигентской ленинградской семье: скрипка, художественная школа, по настоянию родителей–- инженерский диплом ЛЭИСа им. М.Бонч-Бруевича, несколько лет работы инженером-электриком. В 1973 году закончил в качестве художника-дизайнера Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. В. Мухиной. Сразу же по окончании Мухинского Абезгауз начинает участвовать в квартирных выставках андеграунда, и вскоре (после заметной выставки в Москве на квартире фотографа В. Сычева), был уволен с официальной работы. После участия в знаменитой, давшей название целой культурной эпохе («газаневская культура», Газаневщина) выставке 1975 года в ДК «Невский», имя Абезгауза попадает в прессу.
Он известен как основатель группы «Алеф», участники которой заявляли о несогласии как с художественной, так и с национальной политикой позднесоветского режима. Группа создавалась на волне неофициального искусства, «Газаневщины», и конечно ее деятельность связана с диссидентским движением. Первая квартирная выставка группы (в составе Е. Абезгауза, А. Басина, Л. Болмата, А. Гуревича, Ю. Календарева, Т. Корнфельд, А. Манусова, А. Окуня, С. Островского, А. Рапопорта, О. Шмуйлович, О. Сидлина была проведена в ноябре 1975-го на квартире самого Абезгауза на проспекте Стачек-74. Ее, согласно воспоминаниям современников, посетило около четырех тысяч человек.
В конце 1976 года художник эмигрирует в Израиль – документы на эмиграцию были поданы им за четыре года до этого, но решающим фактором для властей стала его активная деятельность художника-нонконформиста.
В советский и в начале израильского периода сквозной темой в его творчестве являются похождения героя, родом из прозы Менделе Мойшем-Сфорима или Шолом-Алейхема, а если брать историко-топографические реалии, – из российского или восточноевропейского местечка. Впрочем, этот образ у Абезгауза может органично врастать и в библейскую метафорику, и в семейную фотографию. В 1970-х годах он пишет картины и печатает литографии, раскрашивая их акварелью, разрабатывая два основных сюжетных слоя – «библейский» и «местечковый». В работах, где нет прямых отсылок к библейским текстам, акцентируется историко-этническое начало в его сентиментальном ракурсе.
В течение всей творческой жизни в работах Абезгауза так или иначе присутствуют мыльные пузыри, ставшие узнаваемыми авторскими персонажами. Отдельный цикл работ с мыльными пузырями получает название «Мир суеты». С 1970-х годов художник постоянно обращается к жанру репрезентативного реалистического портрета, изображая своих единомышленников-соратников, свой «ближний круг». Серия «Мир покоя» обращается к философии чистой формы. Объемные идеальные фигуры, подвешенные в стерильном лабораторном пространстве накапливают личный метафизический опыт автора, в котором есть место и Магритту и Де Кирико. Парящие сферы ведут свой генезис от мыльных пузырей, эволюционировавших и затвердевших, подобно догматическим сущностям.
На выставке представлены натюрморты и анималистические композиции, а также полотна из серии «наскальных рисунков» с личным переложением первых антропоморфных изображений. В работах из серии «Деньги» применяется техника коллажа, сочетающая живописную, богато декорированную поверхность с приклеенными банкнотами самых различных государств, от Италии до Казахстана. Особое место уделяется, конечно, памятным советским дензнакам – легендарной «трешке» с изображением московского Кремля и солидного червонца с профилем Ленина.
Творческая судьба Евгения Абезгауза уникальна: он был укоренен в российской и в израильской культуре, его выставочная детельность охватывает сотни экспозиций: от квартирных выставок ленинградского андеграунда до таких итоговых исторических экспозиций, как «От Гулага до Гласности. Нонкоформистское искусство из Советского союза» (Художественный музей Зиммерли Университета Ратгерс, Нью-Джерси, 1995) и «Российско-еврейские художники в Столетие перемен. 1890-1990» (Еврейский музей, Нью-Йорк, 1995).
Фото сайта a-uspensky.livejournal.com/
museum.gorodovoy.spb.ru
Наверх
|
|